14 февраля в федеральных СМИ появилась информация о том, что минобороны России не обсуждало с НАТО вопрос аренды аэродрома в Ульяновске для создания у нас перевалочного пункта транзита грузов из Афганистана. Однако на прошедшей во вторник пресс-конференции начальник Ульяновской таможни Валерий Герасёв подчеркнул, что определенные договоренности есть и представители НАТО проводили консультации в Ульяновске. Была и встреча с основным авиаперевозчиком – компанией «Волга-Днепр». Действительно, точных данных о создании такого пункта именно у нас пока нет, но уже известно, кем и как может быть организована схема «ульяновского транзита» в случае реализации проекта.

По словам Валерия Герасёва, рассматриваются несколько вариантов: «Многие аэропорты, хотят перетянуть на себя эти грузы. В первую очередь, Москва, Казань». В пользу нашего аэропорта говорят его малая загруженность, наличие железнодорожной ветки, которая заходит непосредственно в аэропорт, а также достаточно длинная взлетно-посадочная полоса. «Восточный» готов принимать большегрузные самолеты. «Таких аэропортов в европейской части страны единицы, – говорит Герасёв. – Кроме того, с железнодорожной веткой вообще ни одного аэропорта нет».

А вот обустройство аэропорта не совсем соответствует требованиям НАТОвцев, отметил Герасёв. У нас нет большого терминального комплекса, поэтому, если проект будет реализован, то разгружаться они будут непосредственно в аэропорту.

Валерий Герасёв рассказал, что на таможенном посту в «Восточном» задействованы 24 человека (в постоянном составе там работают 8-10 человек). «Если такого количества будет недостаточно, будем перебрасывать туда наших должностных лиц с других постов для оказания помощи», – сообщил Герасёв, подчеркнув, что ежемесячно в Афганистан из Европы перевозится несколько тысяч контейнеров, поэтому объем работ все же очень большой. Тем не менее, по его словам, если брать заявленные обороты (предполагается отгружать 60 железнодорожных платформ ежемесячно), то такого количества людей должно быть достаточно.

Несмотря на то, что будущее использования именно нашего аэропорта неизвестно, схема транспортировки уже продумана. Самолет будет перелетать в Ульяновск без посадки, затем – перевалка на железнодорожные пути и далее – доставка по территории России в Ригу и Таллин.

Почему такую схему хотят избрать НАТОвцы? Им так дешевле, говорит Валерий Герасёв. А вот почему это выгодно нам?

«Для Ульяновска обеспечение транспортного коридора – это занятость населения, загруженность железной дороги, авиакомпании «Волга-Днепр» и организаций-субподрядчиков проекта. Перевозка одного контейнера стоит 5-6 тысяч долларов, и, естественно, какая-то часть будет оставаться в виде налогов и заработной платы. В том числе и мы будем загружены работой. Это тоже большой плюс».

А как же быть с опасениями жителей нашей области, связанными с проникновением из Афганистана наркотиков и оружия? Кстати, Ульяновск уже украшают подобные надписи (Новый город, проспект Ленинского Комсомола):

«Опасения абсолютно беспочвенны, – считает Валерий Герасёв. – Никоим образом наркотики сюда к нам не попадут. Контейнеры будут опечатаны и будут находиться под контролем. Это чистый транзит. Аэропорт выполняет именно такую функцию. Здесь ничего вскрываться и выгружаться не будет».

Однако, как сообщил Герасёв, и проверки контейнеров тоже не будет. «Если бы грузы оставались у нас на территории, они, естественно, проходили бы полный таможенный контроль, – сообщил начальник ульяновской таможни. – Здесь мы будем осуществлять только оформление транзитной декларации до границы с Прибалтикой».

В то же время он подчеркнул, что если и будут какие-то нарушения или поступит оперативная информация, то во взаимодействии с другими силовыми структурами будут приниматься необходимые меры. «Хотя, конечно, это вряд ли, – подчеркнул Герасёв. – Это просто транзит по территории России. Содействие выводу войск из Афганистана».

Кстати, он напомнил, что «Волга-Днепр» уже осуществляет поставки грузов в Афганистан, правда, они носят невоенный характер. «Такая логистика существует, она работает и уже давно, – подчеркнул Герасёв. – Сейчас «Волга-Днепру» продлили разрешение на осуществление поставок из Западной Европы в Афганистан еще на год».

Что касается появившейся в сети цитаты начальника Генштаба ВС РФ генерала армии Николая Макарова («У нас таких планов нет, этот вопрос даже не обсуждался»), то Валерий Герасёв еще раз отметил, что переговоры велись, и представители НАТО были в Ульяновске:

«Они приезжали, проводили консультации, смотрели место. Была встреча с основным авиаперевозчиком компанией «Волга-Днепр», с крупнейшим железнодорожным экспедитором «FESCO» – они тоже сюда приезжали».

Но что будет на самом деле, сейчас определенно сказать нельзя, отметил Герасёв, подчеркнув, впрочем, что проект распоряжения правительства Российской Федерации уже готов.

Кстати

Во вторник после обеда стало известно о том, что 15 февраля в министерстве иностранных дел России состоятся межведомственные консультации в связи с проработкой вопросов транзита через российскую территорию грузов Международных сил содействия безопасности в/из Афганистана комбинированным способом (железнодорожным, воздушным, автомобильным транспортом) с задействованием аэропорта «Восточный» в Ульяновске.

Юлия Узрютова. Фото автора