Серийное производство самолетов Ан-124 до 2016 года не начнется.
Ульяновские власти к девизу области «К взлету годов» добавили и символ, который повсеместно используют на презентациях, на плакатах и в качестве фона для выступлений. Им стал поднимающийся в небо самолет «Руслан». Но в отличие от картинок новые Ан-124 взлетать начнут еще не скоро.
Сроки запуска проекта постоянно переносятся. В последний раз даты озвучивались коммерческим директором авиакомпании «Волга-Днепр» Валерием Габриэлем, который заявил о том, что производство «Русланов» на ульяновском заводе может возобновиться только в 2016 – 2018 годах. Хотя выказывались руководителями Объединенной авиастроительной корпорации серьезные намерения наладить выпуск уже в 2012 году.
Такие же неутешительные выводы о перспективах Ан-124-100 сделал в декабре прошлого года руководитель администрации президента России, а в прошлом министр обороны РФ Сергей Иванов. Вице-премьер пояснил, что бесперебойный выпуск в Ульяновске крупнейшего авиалайнера мира будет осуществляться еще совсем не скоро. Проблема в том, что только для подготовки нового производства из федерального бюджета необходимы немалые деньги, а первоначальный заказ на Ан-124 должен составить не менее 60 самолетов. Пока ни одно из этих условий не было выполнено. Поэтому производство «Русланов» можно будет запустить только через несколько лет.
– Сейчас мы уточняем объем инвестиций, определяем источники их привлечения, выясняем, какую часть возьмут на себя украинские партнеры, – сказал президент ОАК Михаил Погосян. – Надо оценить стоимость серийного производства Ан-124.
Цена запуска строительства «Русланов» на заволжском заводе должна составить не менее одного миллиарда долларов как государственных средств, так и частных инвестиций. Пока в федеральном бюджете таких свободных средств нет, а из коммерческих предприятий вложиться готова только компания «Волга-Днепр».
Стоимость же одного модифицированного Ан-124-100 на данный момент будет составлять 300 миллионов долларов. Поэтому, чтобы у ЗАО «Авиастар-СП» не было финансовых дыр, а производство не было бы убыточным, нужен четкий заказ на определенное количество тяжелых транспортников. В разное время о необходимости в 40 ульяновских авиалайнерах заявляли две российские авиакомпании: «Волга-Днепр» и «Полет». Искались зарубежные покупатели из США, Кувейта, Арабских Эмиратов.
Желание обзавестись «Русланами» обозначило и министерство обороны России, но оно не дало на данный момент никаких финансовых гарантий. Если же оборонщики возьмутся полностью заплатить за 20 военных самолетов, то серийное производство Ан-124 можно будет смело запускать. Но побывавший недавно на Авиастаре Дмитрий Рогозин, составитель для правительства России списка гособоронзаказа, озвучил несколько другие цифры. При определенных условиях заказ может составить 10 «Русланов».
– Сейчас самое главное решить те проблемы, которые существуют между заказчиками и исполнителями, между министерством обороны и самой авиапромышленностью, – сказал вице-премьер в интервью СМИ во время визита в Ульяновск. – Речь должна пойти о справедливой цене.
Пока происходят эти бесконечные переговоры и согласования, производство Ан-124 так и стоит с 90-х годов. А ведь выпуск «Русланов» может дать заволжскому предприятию более двух тысяч новых рабочих мест. Региональный же бюджет при возобновлении строительства этих уникальных самолетов получит от «Авиастара» в 4 раза больше налоговых отчислений, нежели сейчас. Это произойдет через несколько лет и то при условии, что возобновление серийного производства вновь не отложат.
Эдуард Шакин