На берегах Волги вскоре может появиться так называемый «мультимодальный транзитный центр» Альянса
На российской территории, в Ульяновске, скорее всего, вскоре все же появится военная база сил НАТО, которые будут эвакуироваться из Афганистана. Конечно, она будет носить гораздо более благозвучное название – типа «мультимодальный транзитный центр», но суть от этого особо не изменится. Да, речь идет пока лишь о транзите через российскую территорию военных грузов, включая военную технику, а не об эвакуации из Афганистана солдат и офицеров 130-тысячного контингента войск международной антитеррористической коалиции. Но даже перевалка военных грузов с самолетов, которые будут приземляться в ульяновском аэропорту, на поезда, которые будут отправляться оттуда через всю европейскую Россию в направлении Латвии и Эстонии, потребует постоянного присутствия на берегах Волги изрядного количества военных спецов НАТО. Что это, как не военная база?

Наши власти, разумеется, шарахаются от этого названия и продолжают наводить тень на плетень. Не далее как в минувший вторник начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров заявил, что Минобороны, дескать, никогда и не вело переговоров с НАТО об аренде аэродрома в Ульяновске. «У нас таких планов нет, этот вопрос даже не обсуждался», – сказал Макаров, слова которого приводит РИА «Новости». Выходит, не иначе как врали те СМИ, которые уже в течение дней десяти сообщали, что стороны уже подошли к финалу переговоров, и на ближайшее время запланировано подписание соответствующего распоряжения правительства.

Оказалось, не врали: переговоры ведутся, более того, необходимое постановление правительства уже находится «на выходе». И если генерал Макаров, отрицая сам факт переговоров, имел в виду, что их ведет не Минобороны, а какое-то другое ведомство (тот же МИД РФ), то это вовсе не значит, что переговоры не ведутся вовсе.

В распоряжение «Симбирского курьера» попала вчера стенограмма одного из совещаний, прошедших по этой теме в российском МИД. Как сообщил представитель этого ведомства, в МИД РФ поступил запрос от структур НАТО о возможности организации мультимодального транзита (авиа-, авто- и железнодорожные перевозки) через территорию России в связи с отказом (неготовностью) властей Узбекистана предоставить возможность наземного транзита грузов НАТО. В качестве пункта возможного транзита натовцы вначале предложили Волгоград.

Главный советник административного департамента правительства РФ Александр Дуленко заявил, продолжает издание, что руководство страны заинтересовано в транзите, но для этого потребуется целый ряд изменений действующего законодательства. Руководство авиакомпании «Волга-Днепр», которая уже сегодня перевозит через Ульяновск грузы для немецких вооруженных сил, предложило организовать перевалочную базу в аэропорту «Ульяновск-Восточный». Согласно предложенной схеме, грузы стран НАТО будут, минуя Узбекистан, доставляться самолетами, в т. ч. российскими, из Афганистана в Ульяновск, где станут формироваться железнодорожные составы для отправки в Европу (Ригу, Таллин) и далее – по морю.

Ульяновский аэропорт для этого подходит идеально. Во-первых, его взлетно-посадочная полоса способна принимать любые типы самолетов, включая «Русланы»; во-вторых, непосредственно к данному аэропорту подходит железнодорожная ветка. Такой вариант транзита сэкономит НАТО время и финансы: самолетам придется летать на гораздо меньшие расстояния, а значит, не понадобится дозаправка по дороге. Впрочем, есть у нашего аэропорта и ряд минусов, главным из которых является отсутствие инфраструктуры – на «Восточном» нет крупного терминала и необходимого оборудования для выгрузки-погрузки контейнеров.

По словам начальника ульяновской таможни Валерия Герасева, продолжает издание, вопрос создания на территории ульяновского аэропорта перевалочной базы войск НАТО сейчас действительно рассматривается, однако говорить об этом как о принятом решении пока рано: для этого правительством РФ должно быть подписано специальное постановление. Учитывая общественный резонанс, который может вызвать такое решение, вероятно, точка в этом вопросе будет поставлена уже после президентских выборов.

Тем не менее г-н Герасев выразил надежду на положительное решение вопроса. Ведь стоимость транспортировки одного футового контейнера через «Ульяновск-Восточный» обойдется натовцам в $5000-6000. Всего же, по оценкам экспертов, силам НАТО понадобится перебросить около 40 000 таких контейнеров. При такой выгоде безопасность военного транзита, видимо, отходит на второй план, отмечает издание.

Между тем создание на берегах Волги военной, по сути, базы НАТО чревато для России и массой проблем. «Симбирский курьер» справедливо напоминает, например, о встающих таможенных вопросах. По правилам НАТО, принадлежащие Альянсу грузы не могут досматриваться в пути. По сложившейся практике, каждая из партий контейнеров оценивается, к примеру, в $10 000, а их содержимое обозначается как «сыпучие стройматериалы». Непонятно, как при этом будут идентифицироваться и контролироваться грузы, оформляться таможенные документы. Ряд специалистов уверены, что это создает риск перемещения через территорию России наркотиков или иных грузов, отличающихся от задекларированных.

Но таможенными проблемами дело отнюдь не ограничивается. Гораздо труднее, напоминает сегодня «Независимая газета», согласовать натовскую транзитную базу в России с решениями последней сессии Организации коллективного договора о безопасности (ОДКБ) от 20 декабря 2011 года. Лидеры ОДКБ, в которую входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, договорились, что военные базы третьих стран на территории государств ОДКБ можно размещать лишь с согласия всех участников. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, подводя итоги того заседания, заявил: «Теперь для того, чтобы разместить военные структуры внерегиональных стран на территории ОДКБ, необходимо будет получить официальное согласие всех его членов». А президент РФ Дмитрий Медведев тогда же отметил: «Принятие договоренностей является очень важным для консолидации позиции внутри ОДКБ».

Москва, напоминает издание, больше всех ратовала за право вето на иностранное военное присутствие. Благодаря принятой договоренности теперь можно избавиться от американской авиабазы в аэропорту Манас в столице Киргизии. Кроме того, эфемерными становятся планы Пентагона сохранить свое присутствие в Центрально-Азиатском регионе после вывода войск из Афганистана. США предложили Узбекистану и Таджикистану создать сеть учебных центров, чтобы учить местных военных использовать технику НАТО, безвозмездно переданную им после вывода из Афганистана. Естественно, что к технике прилагается определенное количество инструкторов и обслуживающего персонала. И учебки в любой момент могут превратиться в базы.

И вот после всего этого Россия сама дает добро на появление на своей территории военной, по сути, базы НАТО! Как на это посмотрят тот же Казахстан и Белоруссия, какой пример Москва подает тем самым всем другим членам ОДКБ?

Ну и, конечно, наши власти наводят тень на плетень еще и потому, что понимают, как факт появления базы НАТО на берегах Волги будет воспринят российской общественностью. В том же Ульяновске – на «родине Ильича» – активисты КПРФ наверняка устроят акции протеста.