Выборы: кого поддерживает церковь?
Такой, пусть, может, и не гамлетовский вопрос звучит в звонках читателей в редакцию, в вопросах прихожан, в запросах коллег-журналистов… Катализатором таких звонков и вопросов стала прошедшая 8 февраля встреча премьер-министра Владимира Путина с лидерами традиционных религиозных конфессий в Свято-Даниловом монастыре. Каковы значение и результаты той встречи, а также о том, чем может руководствоваться при голосовании на выборах православный христианин, рассказал архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл.
– Ваше Высокопреосвященство, 4 марта пройдут выборы президента. Поддерживает ли Русская Православная Церковь какого-то конкретного кандидата на эту должность?
– Церковь, как сообщество верующих, не может низводить себя на уровень какой-то одной из политических организаций. Члены Церкви, в том числе и священнослужители, как полноправные граждане Российской Федерации абсолютно свободны в своём волеизъявлении и могут голосовать за любого кандидата, который им представляется наиболее подходящим для должности главы государства, но эта их свобода выражается в их тайном голосовании на избирательном участке.
– То есть Церкви всё равно, кто станет главой государства?
– Конечно, нет. Человек, становясь верующим, не перестаёт быть гражданином своей страны. Более того, с большей степенью ответственности начинает относиться и к себе, и к своим обязательствам перед своей отчизной… Все мы, и духовенство, и миряне – граждане России, и нам не безразлично, что будет с нашей страной. При выборе надо всегда опираться на свой жизненный опыт, в том числе и на опыт последних десятилетий. Да, бесспорно, есть сегодня в нашей жизни целый ряд отрицательных явлений, которые, безусловно, заслуживают более пристального внимания со стороны власти и должны стать предметом диалога с обществом. Но в целом важно понимать, что стремление к созиданию гораздо важнее, чем эмоциональные сиюминутные протестные реакции без осознания возможных последствий. Наглядно это демонстрирует печальный опыт новейшей истории ряда арабских стран… Мы желаем иного развития ситуации и иной судьбы для нашей страны…
Например, на встрече главы правительства Владимира Владимировича Путина с Патриархом и главами конфессий был перечислен целый ряд положительных изменений, произошедших с нашей страной за последние 20 лет.
– Что именно, Владыка, в перечислении событий этого 20-летия на встрече показалось наиболее значимым? Ведь и премьер сказал о многом: и то, что сегодня и Церковь пользуется свободой, и что другие конфессии также не забыты, например, сейчас в России мечетей больше, чем за всю историю государства. Святейший Патриарх также отметил как позитивные моменты возрождения Православия, так и то, что многим молодым людям необходимо осознать опасность государственной нестабильности, с которой Россия сталкивалась в 1990-е годы…
– Пересказать всё мне кажется невозможным. К тому, что вы уже назвали, хочу заметить, что, не вдаваясь в агитацию, тем не менее мы не имеем морального права замалчивать всё позитивное, что сделано за эти 20 лет. В то время как беседы с иными политическими деятелями лежат в плоскости обещаний и проектов, беседа в Даниловом монастыре имела под собой реальный опыт сотрудничества и реальные дела конкретного кандидата. Но даже несмотря на это, разговор 8 февраля не сводился только к воспоминаниям, наш Первосвятитель и другие присутствующие также выступили с предложениями по оздоровлению духовного состояния российского общества. Наше общество, государство должно развиваться, решать различные проблемы, наличие которых никто не отрицает, но делать это нужно так, чтобы не потерять всё то доброе, что накоплено ранее: и религиозную свободу, и возврат утраченных святынь, и возможность изучать «Основы православной культуры» в школе, и многое, многое другое… Ведь я думаю, что не открою секрета, сказав о том, что Церкви важно видеть в главе государства человека, заботящегося не только о росте экономики и увеличении потребления, но и последовательного, дальновидного, стремящегося к созиданию государства и общества, в том числе и на основах ценностей традиционных религий. А в этом направлении за последние годы сделано достаточно много, и сегодня как никогда важно продолжить политику укрепления духовных основ сильного государства. Кто будет этим продолжателем всех позитивных тенденций, должны решить мы сами, и этот свободный выбор каждому избирателю, в том числе и православному христианину, подчёркиваю, никто не вправе навязывать.
– Чем верующему человеку руководствоваться, когда он будет голосовать 4 марта?
– В первую очередь, своим жизненным опытом! Реальные дела кандидатов значат больше, чем различного рода обещания. Промыслительно, что выборы пройдут в первое воскресенье Великого поста. Человек действительно воцерковлённый пойдёт на избирательный участок после Прощёного воскресенья, примирённый со своими ближними, обидчиками, врагами. Придёт после недели поста с её продолжительными умилёнными песнопениями, после Таинств Исповеди и Причастия. Я желаю, чтобы свой выбор православный христианин сделал не под влиянием эмоций, импульсивных позывов иногда мятущегося, непостоянного сердца, а трезвомысленно. Пусть неделя поста и молитвы помогут православным сделать осознанный выбор 4 марта того главы государства, который сможет продолжить развитие России как великой державы как в экономическом, так и духовном плане.
Редакция благодарит протоиерея Алексия Селезнёва и иерея Константина Пашина
за помощь в подготовке материала.

Дословно
Всеволод Чаплин, протоиерей:
Выступая на семинаре, прошедшем в рамках XX Рождественских чтений в Москве «Церковь во время политических кампаний: особенности диалога со СМИ в предвыборный период», Всеволод Чаплин отметил, что члены Церкви могут быть разных политических убеждений, в том числе и священнослужители, но последним, в отличие от мирян, крайне тщательно нужно взвешивать свои высказывания, чтобы это не превращалось в агитацию:
– В современной политике очень мало чёрно-белых явлений, не нужно быть слишком категоричными. Церковь не может себе позволить занимать ту или иную позицию, мы должны вести диалог со всеми. А то получается, что одни нас упрекают: зачем вы встречаетесь с Чуровым, другие критикуют за то, что я общаюсь с Навальным. Церковь – это не монолит, нас много, мы разные, и с каждым днём Церковь становится всё более полицентричной, наше священноначалие старается прислушиваться ко всем группам, а не только к какой-то одной.