Из-за нескончаемого потока жалоб и обращений, поступающих в редакцию, мы вынуждены вновь возвращаться к проблеме взимания платы за жилищно-коммунальные услуги, когда непогашенная сумма по какой-либо отдельной строке (оплачивать которую жильцы не согласны) разбрасывается по всем остальным видам ЖКУ. Таким способом управляющие организации и ООО «РИЦ» добросовестных плательщиков за «коммуналку» превращают в должников, лишая многих из них возможности получать субсидии и компенсации.

«За все время проживания (с 1973 года) в доме №6 по улице Минаева я никогда не имел задолженности за жилищно-коммунальные услуги, – пишет в редакцию «СК» Виктор Незванов. Плату всегда вносил регулярно и в полном объеме, однако в ноябре прошлого года, внимательно рассмотрев квитанцию, я обнаружил, что задолжал 1312 рублей. Выяснилось, что кассиры ООО «РИЦ» в течение нескольких месяцев самовольно занижали плату за водо-, газо-, теплоснабжение, водоотведение, горячую воду, зачисляя изъятые суммы на ремонт кровли, несмотря на наш отказ оплачивать эту «услугу». Ремонт этот проводился со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушениями. Во-первых, на то не было решения собственников жилья, а это обязательное требование, во-вторых, подрядчики лишь застелили поверх старого рубероида новый, выставив счет как за капитальный ремонт кровли с «демонтажом старого покрытия, вывозом мусора, установкой гидроизоляции» и т.д. всего на 109 тысяч рублей, или 18,87 рубля с квадратного метра.

ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» выполнило липовый ремонт принудительно – у нас на руках имеется судебное решение об обязании мэрии Ульяновска провести капитальный ремонт кровли за счет бюджетных средств».

Жильцы дома №6 неоднократно обращались в ООО «РИЦ» с просьбой не взимать плату за некачественный ремонт кровли, исключив соответствующую строку из платежек, а также объяснить, на основании каких положений производится перераспределение неоплаченных сумм среди всех видов ЖКУ.

Внятных объяснений по поводу раскидывания долга по всем статьям так и не последовало. В своем письме ООО «РИЦ» ссылается на статьи 30 и 39 Жилищного кодекса РФ, «предусматривающие несение собственниками жилого помещения бремени содержания общего имущества», а также Закон «О защите прав потребителей», который «обязывает потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором либо иным нормативным документом между ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» и собственником жилого помещения».

– В том-то и дело, что никаких договоров с жильцами УК не подписывала, распорядившись общедомовым имуществом по своему усмотрению, а потом еще принудительно выставив нам завышенные счета на оплату, – говорит Виктор Незванов.

Далее в письме ООО «РИЦ» говорится, что «действующее жилищное законодательство не предусматривает возможности оплаты отдельных услуг по выбору потребителя, если не имеются отдельные договоры с поставщиками на оказание услуг». Есть Жилищный кодекс РФ и Постановление правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» – там, действительно, много сказано о том, что население должно своевременно платить за потребленные коммунальные услуги. Но ни слова не сказано о том, что если кто-то, по мнению УК, за что-то недоплатил, то деньги жильцов следует разбросать по остальным статьям платежной квитанции.

Ничего об этом нет и в новом федеральном документе – Постановлении правительства РФ от 6.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым утверждены новые правила предоставления ЖК-услуг.

Таких положений и не может быть, так как они противоречат не только законодательству, но и здравому смыслу. Представьте, вы приходите в парикмахерскую просто постричься. Вам делают прическу, но при этом требуют оплатить все услуги по прейскуранту – саму стрижку, мытье головы, покраску, укладку, сушку.

Того же самого сегодня требуют коммунальщики от жильцов многоквартирных домов.

В письме на эту тему, подписанном министром энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области Александром Букиным, говорится, что «по вопросу возможности частичной платы за конкретную жилищную или коммунальную услугу гражданину необходимо обратиться в управляющую организацию, в управлении которой находится многоквартирный дом, с соответствующим заявлением».

При этом опять же не приводится ни одной нормы закона, позволяющей УК делить недополученную сумму по всем статьям.

Не говорится в письме и о том, как поступать в случаях, подобных тому, что произошел в доме №6 по улице Минаева. Жильцы дома обращались с таким заявлением в ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района», но получили отказ.

«Жители дома №29 по улице Поливенской уже два года являются злостными неплательщиками коммунальных услуг против своей воли, – пишет в редакцию Николай Радушко. – В начале 2010 года всем жителям дома без всяких объяснений ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» выставило «корректировку электроснабжения» в размере от 40 до 60 процентов от оплаченных за весь предыдущий год сумм (на дом в сумме 250 тысяч рублей!). Большинство жильцов отказалось погашать допплатежи, и тогда ООО «РИЦ» размазало эти суммы по всем остальным платежам. С тех пор долги за коммунальные услуги растут, а сумма корректировки практически сведена к нулю. ООО «РИЦ», видимо, тоже имеет в такой «бухгалтерии» свою выгоду – ведь за просрочку платежей оно исправно начисляет пени.

Напрашивается вопрос, не благодаря ли действиям РИЦ в Ульяновске сегодня должником за ЖКУ является каждый шестой житель? Теперь становится понятно, почему управляющие компании, вопреки требованиям Жилищного кодекса РФ, не рассылают жильцам платежки по почтовым ящикам. Получив квитанцию заранее, человек может проверить правильность тех или иных начислений и предъявить претензии. Но пока люди, стоя в очередях в РИЦ, со страхом ожидают объявленных сумм. И только после того, как отдадут деньги, имеют возможность посмотреть, за что заплатили».

«Ссылаясь на несовершенное законодательство и рассчитывая на неграмотность людей, управляющие компании и конторы по сбору денег загоняют добросовестных жильцов в долговую яму, пишет Виктор Незванов. – Именно поэтому долг жителей Ульяновска за ЖКУ сегодня перевалил за миллиард рублей и продолжает увеличиваться. А офисы управляющих компаний и других структур сверкают евроремонтом и роскошью».

Вадим Пилюков