Более шести с половиной тысяч нарушений в жилищно-коммунальной сфере было выявлено в регионе в прошлом году. В 2012-м, очевидно, их обнаружат еще больше. Областные власти поставили задачу не только найти коммунальщиков, которые, собирая немалые средства ульяновцев, предоставляют им некачественные услуги, но и наказать их и пресечь подобную практику.
Самим ульяновцам с коммунальным произволом не справиться. Это стало ясно после того, как был принят Жилищный кодекс. Он возложил на жильцов ответственность за решение многих коммунальных вопросов. Неготовность людей к такой ноше позволила коммунальным компаниям обернуть ситуацию в свою пользу. Собирая все большие суммы с жителей обслуживаемых домов, руководители компаний нередко тратили их вовсе не на коммунальные работы, а на собственные нужды.
«Управляющая компания «Симбирский альянс» незаконно использовала денежные средства, полученные от собственников жилья за коммунальные услуги», – сообщила, к примеру, в феврале областная прокуратура. Как выяснилось, коммунальщики перевели около 20 миллионов рублей на счет компании, руководил которой сам директор «Альянса». Куда ушли деньги, объяснить правоохранительным органам он не смог.
Эта управляющая компания оказалась не единственной, так «разумно» тратившей деньги, собранные с населения. За конец прошлого и начало этого года подобные факты в рамках проверок прокуратуры выявлены в нескольких организациях. По большинству из них уже возбуждены уголовные дела.
Повышенное внимание правоохранительных органов к коммунальщикам стало результатом начавшейся на федеральном и областном уровнях работы по защите прав ульянов-цев. С ростом количества жалоб на некачественные услуги в определенный момент стало ясно, что без помощи представителей власти население с коммунальным произволом не справится. Облправительство должно создать эффективную систему контроля за этой сферой, чтобы оказать поддержку людям, заявил губернатор Сергей Морозов еще прошлой осенью.
В результате был разработан комплекс мероприятий, которые начали реализовываться в полной мере в этом году. Создана специальная рабочая группа по мониторингу ситуации в жилищно-коммунальном комплексе. В нее вошли представители нескольких ведомств, которые контролируют деятельность коммунальщиков. Министерство экономики следит за размером тарифов, жилищная инспекция и министерство жилищно-коммунального комплекса – за качеством предоставляемых услуг, совет безопасности при губернаторе отвечает за взаимодействие с правоохранительными органами.
«Заседания рабочей группы по мониторингу стоимости жилищно-коммунальных услуг проводятся еженедельно. Анализируются как обращения граждан, так и сообщения в средствах массовой информации. По каждому обращению специалистами министерства проводится проверка. Так, например, проверка по адресу: улица Ленина, 52 установила, что ряд услуг, за которые с жильцов взималась плата, фактически не оказывался, поэтому принятый тариф признан необоснованным, жителям будет сделан перерасчет», – рассказывает министр энергетики и ЖКК Ульяновской области Александр Букин.
Результаты ведущейся работы многие ульяновцы также смогли заметить на размере платы за ремонт и содержание жилья. Для большинства населения он не вырос, хотя еще перед новым годом коммунальщики грозили ростом на 50 и больше процентов. В тех домах, для которых его подняли, проверяется, законно ли это произошло. Если обнаруживаются нарушения, повышение отменяется, как это было сделано в Чердаклинском районе и некоторых других муниципальных образованиях. «На последнем заседании мы рассматривали вопрос с ассоциацией ТСЖ, которая объединяет несколько домов в Ленинском районе Ульяновска. Председатели ТСЖ собрались и приняли решение о повышении стоимости за ремонт и содержание жилья, но никаких документов о том, что собственники этих домов проголосовали за это повышение, нет. Через неделю вернемся к этому вопросу. Если руководство ТСЖ не исправит ситуацию, мы передадим все документы в правоохранительные органы», – объясняет Александр Букин.
Одновременно коммунальщиков приходится буквально приучать к взаимодействию с жильцами обслуживаемых ими домов. Согласно законодательству, коммунальные компании не только должны размещать подробнейшую информацию о своей работе на специальных сайтах, но и предоставлять данные жителям по их запросам. Зачастую этого не происходит. Но за любовь к такой таинственности грозит серьезная ответственность – от штрафов в несколько сотен тысяч рублей до увольнения руководящих сотрудников. Так, рассказывает Александр Букин, директор компании, работающей в поселке Красный Яр, уже был уволен за подобные нарушения.
Обращения по поводу нарушений в работе коммунальщиков министерство ЖКК области принимает ежедневно по телефону 41-48-15, Госжилинспекция – по номеру 44-68-70. Жители Ульяновска также могут обращаться на номер единой диспетчерской службы «05».
Представители рабочей группы просят ульяновцев сообщать обо всех незаконных действиях коммунальщиков. Разобравшись с беспорядком, творящимся в области в сфере коммунального обслуживания, региональные власти намерены держать ситуацию на контроле, чтобы впредь подобного не допускать.
Лидия ЛЕОНИДОВА