Самые восторженные кино­зрители уже окрестили 29 февраля днем рождения симбирского кино.

Это действительно событие — первый полнометражный фильм, снятый исключительно силами местных творческих кадров. И сам факт не может не вызвать уважения и даже некоторой творческой зависти.
В киноцентре «Художественный» продюсер Александр Крутов не без волнения представлял свое первое кинодетище — фильм «901 километр». Замысел возник еще семь лет назад. Идея тогда тихо затаилась по финансовым причинам. А когда благодаря техническому прогрессу кинопленку вытеснила «цифра» и кинопроизводство удешевилось в разы, начинающие кинематографисты воспряли духом. В марте 2010-го начали снимать. В феврале нынешнего года фильм получил прокатное удостоверение. Уже в апреле картина будет демонстрироваться в 140 кинотеатрах России.
После премьеры создатели фильма пригласили первых зрителей поделиться впечатлениями об увиденном. «Что-то получилось? А ляпы были? А что в фильме взволновало? Для кого эта история будет интересна? В общем, сняли мы кино или нет?» — спросил Александр Крутов. Мнения разделились, что весьма полезно для начинающих авторов картины и актеров. «Прекрасное кино, внесшее потрясающий вклад в культуру города, смотрится на одном дыхании», — сказали одни. «Любительский, фальшивый фильм, в котором музыка — сама по себе, спецэффекты — аляповатые», — возразили другие.
В основе сценария — повесть ульяновского журналиста Андрея Безденежных, безвременно ушедшего из жизни. Режиссер — Борис Куломзин. Оператор — Сергей Бурцев. Композитор — Сергей Карачев. Слоган фильма «Не проспи свою станцию». Роли исполняют студенты I — IV курсов актерского отделения УлГУ, а еще актеры Ульяновского театра драмы Ирина Янко и Сергей Чиненов. Они рассказывают историю о том, как группа старшеклассников, отправившихся на экскурсию, вдруг по неведомым причинам оказывается в застрявшем посреди леса вагоне. Телефоны не работают. Вокруг ни души. Сначала на разведку отправляется учитель, потом пропадают один за другим ученики… Но при этом успевают устроить разборки в духе современных школьников.
Очевидно, последний факт и поспособствовал тому, что авторы считают свою картину рассчитанной исключительно на аудиторию 14 — 25-летних зрителей. Да и тема вроде бы не для взрослых — процесс компьютеризации и интернетизации общества, который поглощает и разрушает личность. Вот и в фильме ребятки заигрались до того, что просто перестали существовать. Однако, мне кажется, авторы недооценивают взрослую киноаудиторию. Дело ведь не в возрасте героев, а в том, как это страшно, когда в отсутствие живого общения люди превращаются в зомби…
Несомненный плюс в том, что авторы взялись за один из самых сложных киножанров — сняли триллер (в рекламе написано «молодежный триллер», а что тогда такое немолодежный триллер?). Правда, на обсуждении зрители и создатели договорились до того, что «901 километр» — это социальная драма, хотя ни одного признака этой самой драмы в фильме и близко нет. Более того, именно в «одежках» триллера только и можно смотреть эту историю в исполнении начинающих кинематографистов. Но, к сожалению, — и это уже несомненный минус! — заявленный жанр не выдержали, недотянули. А вытянуть можно было бы либо соответствующим, нагнетающим напряжение видеорядом, либо четко выстроенным рисунком актерской игры по законам жанра. Нагнать на зрителя страху авторы попытались с помощью достаточно стремительного монтажа. Но в итоге получилось не кино, а просто большой видеоклип. Возможно, сыграло роль то, что режиссер картины Борис Куломзин занимается производством рекламных видеороликов.
Одна из юных актрис призналась, что не знает, в каком жанре она играла (не объяснили?) — и это главный просчет фильма. Потому что по законам триллера каждый персонаж должен иметь яркую, характерную маску, в зависимости от чего зритель и понимает, почему одни умирают, а другие выживают. Часто даже не надо играть «характер в развитии». Здесь же я вижу на экране просто одноликую массу. Одинаковые жесты, фальшивые — и тоже одинаковые — эмоции. И не понимаю, что играют молодые и красивые юноши и девушки? Точнее, понимаю, что ничего не играют.
А сюжет-то хорош… Хорош и мальчишка со взглядом холодного убийцы, который одним кликом компьютерной мышки решает, кому жить, кому исчезнуть. А разве эти дети, превратившие свою жизнь в битву роботов, достойны другого финала? Но ведь это наши дети…

Татьяна АЛЬФОНСКАЯ