В кинотеатрах Ульяновска на большом экране можно посмотреть фильм «901 километр», который снят в Ульяновске.
И хотя у режиссера, осветителя и звукорежиссера нет профессионального образования, этот фильм уже купили некоторые российские кинотеатры.

О широкоформатной картине «901 километр», впервые снятой в Ульяновске, мы поговорили с ее продюсером Александром Крутовым.

– Александр, фильм «901 километр» коммерческий?

– Нет. Это первая проба пера. Нам было важно понять: сможем ли мы своими силами снять фильм, которое будет претендовать на большое кино. А что такое большое кино? Это не расчет на то, что его купит какая-то кампания. Нашей съемочной группе необходимо знать посчитают его зрители интересным или у них будет другое мнение.
Вот сейчас в кинотеатре идет фильм, и его смотрят 130 человек. Из зала вышло всего три человека. Понятно, что нам очень грустно, что кто-то ушел, но радует, что вышли не все 130 человек. И мы говорим: «Если вышло всего два человека, то, наверное, у нас что-то получилось». А если бы вышли все зрители, то мы бы сказали: «Нет, больше мы не будем подходить к этому станку, потому что не умеем правильно точить детали».
Мы услышали много критических замечаний в адрес режиссерской и операторской работы, были претензии к осветителю, звукорежиссеру и актерам. Нам был очень важен результат: сможем ли мы, при маленьком бюджете, снять интересное кино.

– А сколько денег потрачено на этот фильм?

– Почти четыре миллиона рублей. Эти деньги мы заплатили администрации железной дороги, а также за аренду цифровых кинокамер, монтаж в студии и тон-студии, где записывали звук, за спецэффекты. Актеры снимались бесплатно, потому что они пока не профессионалы, а студенты. И это был их первый опыт в кино. Возможно, если бы бюджет был больше, то со звуком и светом проблем было бы меньше. Но, к сожалению, мы не сотрудники «Мосфильма» и перед нами стояла цель – снять интересное кино на деньги, которые у нас были в распоряжении.

– Считаете, фильм получился?

– Да. Мы себе за него поставили три с плюсом.

– Какие, на Ваш взгляд, слабые стороны фильма?

– Мы их знаем. Во-первых, меня не устроило качество фильма. Когда мы смотрели на мониторах и производили монтаж, то некоторых ошибок не замечали. А теперь, когда посмотрели «901 километр» на большом экране, увидели свои «ляпы». Мы их постараемся убрать, потому что после 12 апреля этот фильм уже будут смотреть в кинотеатрах по России.

– Работу над фильмом продолжаете?

– Конечно. Мы сделаем целостную и динамичную картину: темп в середине не будет замедлен, чтобы люди не уставали, поработаем над звуком и картинкой и сократим фильм на 15 минут.
Сотрудников каналов «Россия 1» и «ТВЦ» наш фильм заинтересовал, и мы с ними договорились о его прокате на их канале. Они нам сказали: «Доведите его до ума». Им не понравились «ляпы». Думаю, если б у нас была профессиональные техника, режиссер, звукооператор, звукорежиссер, мы избежали бы этих ошибок, но за все это нужно платить деньги, которых у нас нет.

– Какие на Ваш взгляд, плюсы этого кино?

– Сюжет. Пусть даже на три с плюсом, но фильм удался. Мы взялись за один из самых сложных жанров: триллер, хотя можно было снять более легкий жанр – комедию. А в триллере нужно закручивать сюжетную линию, а потом из нее выходить; держать зрителя в напряжении, запутывать его. Это намного сложнее.

– Студенты актерского факультета Ульяновского университета хорошо сыграли своих героев в этом фильме?

– У нас к ним свои претензии: мы работали год и знаем способности каждого. Очень хорошо сыграли свою роль только три актера: учитель, предводительница четверки а-ля «крутых» девчонок «Рапира» и та девочка, которая остается в финале. Другие роли нужно подтянуть, возможно, актеры не продумали свою роль или режиссер от них этого не требовал. У других зрителей мнение иное: кто-то реагировал на эпизод с курицей, кому-то понравились моменты, где можно улыбнуться или похохотать.
Мы заметили, что зрители от 35 до 65 лет отзывались о фильме положительно. А людям, возрастной категории от 15 до 35 лет, он не понравился или они сомневались ответить. Молодым людям понравилась завязка: в поле остановился вагон, а там никого нет. Потом они разочаровывались: «Это всего лишь компьютерная игра»..? Для них это не тема, не трагедия. И им неинтересно. А родителям и учителям нравится.

– Деньги, которые получите за коммерческий прокат, потратите на съемки нового фильма?

– Летом будем запускать «13 школу». Сценарий к этому фильму также, как и к фильму «901 километр», написал Андрей Безденежных. Там школьник попадает в 60-е годы, где носят пионерские галстуки и ни у кого не имеется мобильников, планшетов, джипов. Ситуация развивается стремительно: дети, попав в прошлое, хотят изменить своих родителей. Это будет социальное кино, но в нем будет много спецэффектов.
Кроме этого, мы обязательно будем делать из фильма «901 километр» сериал, в котором будет 9 серий. У нас уже прошли переговоры с Казахстаном: сериал мы будем снимать для них.

– Как Вы сами определяете, фильм «901 километр» – художественный или любительский?

– Художественный. Главный вопрос, который мы задаем зрителям: «Это настоящее кино»?
В Москве, после просмотра, были другие отзывы. Мы им не стали говорить, что мы из Ульяновска, а только сказали, что кинокомпания сняла фильм. Посмотрите его.
А в Ульяновске думают, что это местечковый продукт. И хорошо, что люди в Ульяновске выходят из кинотеатра и говорят: «Неужели его сняли в Ульяновске»? Кому-то он нравится, кому-то нет.
Вчера к нам приезжали представители нескольких кинотеатров из Тольятти. Они сказали, что когда ехали домой, то всю дорогу не смолкали: искали минусы и плюсы этого фильма.

– А какое впечатление ваш фильм произвел на московских зрителей?

– Там мы его показывали в зале, где было 40 зрителей, в основном, студенты. После просмотра мы сказали молодежи: «Давайте вы не будете говорить нам про «ляпы», потому что мы их знаем сами, а скажите про кино. И в основном были положительные отзывы. Без восторгов, конечно, но говорили: «Нормальный фильм». Хотя отметили, что немного затянут. А на втором показе присутствовали директора московских независимых кинотеатров и никто из них, пока шел фильм, никуда не вышел. После сеанса они нам задавали профессиональные вопросы: в основном, высказали претензии к звуку, режиссуре.

– Кто-то из них купил ваш фильм?

– Представители кинотеатров из Иркутска, Тольятти, Самары, Казани, Смоленска, Ставрополя.
Мы еще его доработаем. И хотя в него еще придется вложить деньги, мы хотим, чтобы получился хороший продукт: для нас сейчас важно, сколько придет на него зрителей, когда заработает «сарафанное радио», потому что люди будут говорить и советовать своим друзьям и знакомым. И если мы увидим большое количество зрителей, то это будет хорошим показателем.

ЛАРИСА ЯРДАЕВА