Свой доклад в среду в рамках “правительственного часа” в Госдуме глава МИД РФ Сергей Лавров начал с заверений в том, что в ближайшие несколько лет внешнеполитический курс РФ не претерпит концептуальных изменений. “Будет обязательно обеспечена преемственность, но появятся и какие-то нюансы”, — заметил Лавров, добавив, что российская внешняя политика не ориентирована на “конъюнктурные шараханья”.

Так, глава МИД подтвердил, что Россия по-прежнему рассчитывает на эффективную “перезагрузку” отношений с США, включая урегулирование спорных моментов, связанных с размещением ПРО в Европе. “Способность Вашингтона к учету наших законных озабоченностей, к достижению взаимоприемлемых развязок по ПРО стала бы индикатором зрелости перезагрузки”, — отметил министр. И, вслед за высшим руководством страны, пригрозил США “ответными мерами” в сфере безопасности, если Вашингтон откажется учесть интересы Москвы при размещении ПРО.

Многие народные избранники, тем не менее, усомнились в твердости намерений главы российского внешнеполитического ведомства защитить интересы страны. Поводом для этого стали ранее озвученные планы по созданию перевалочного пункта по транзиту грузов НАТО в Ульяновске. “Кому и зачем пришло в голову расположить перевалочный пункт на пути из Европы в Афганистан в Ульяновске? — возмутился депутат-коммунист Анатолий Локоть. — Сердюков (министр обороны – “Росбалт”) говорит, что в этом есть экономическая выгода, но, с этой точки зрения, любого оккупанта можно назвать инвестором страны!”. Его поддержали и другие коллеги по фракции КПРФ, которые предположили, что таким образом “малая родина” Ленина вскоре превратится в киргизский “Манас”. “Мы, депутаты, были в Манасе и видели, во что там превратили гражданский аэродром”, — звучали высказывания в зале.

Лавров в ответ посоветовал не паниковать, напомнив, что проект договора об аренде гражданского аэродрома в Ульяновске еще даже не поступил на рассмотрение правительства РФ. Но дал понять, что Москва, скорее всего, пойдет навстречу НАТО, руководствуясь, в том числе экономическими интересами. “Коммерцию, конечно, надо учитывать”, — отметил Лавров.

Главной же причиной, по которой Россия, по его словам, готова помочь НАТО с транзитом груза и войск через Ульяновск, является заинтересованность в ликвидации наркоугрозы, исходящей от Афганистана. “Транзит рассматривается нами, прежде всего, как средство оказать содействие тем силам, которые взялись искоренить в Афганистане наркотическую и террористическую угрозу”, — заявил министр.

В то же время Лавров разделил обеспокоенность депутатов в связи с фактами дискриминации русскоязычного населения в странах Европы, в частности Прибалтике. “Последний референдум в Латвии по статусу русского языка показал, что в этой стране не все в порядке с избирательным правом. При этом европарламентарии все время лезут в наши дела в том, что касается нарушения прав человека”, — задал тон дискуссии депутат-единоросс Алексей Журавлев.

“Сохранение такого явления как “безгражданство” в Прибалтике — это проявление двойных стандартов и позор для Европейского союза, который принял Латвию, Эстонию и Литву в свои ряды в ситуации, когда по критериям членства в Евросоюзе они не проходили, в том числе, с точки зрения отношения к правам человека и обеспечения прав национальных языковых меньшинств”, — согласился Лавров. При этом он добавил, что поддержка русского языка за рубежом является одним из приоритетов внешней политики РФ.

Вслед за этим Сергей Лавров заявил, что МИД поддержит инициативу, призванную сделать русский язык официальным языком ЕС. Со своей стороны, единороссы пообещали уже в ближайшие время провести парламентские слушания по вопросу защиты прав русскоязычных в странах Европы. При этом, по словам первого зампреда думского комитета по международным делам Андрея Климова, по результатам этих слушаний Госдума может выступить со специальным заявлением.

Мария Шувалова