Сергей РАШПИЛЬ
Закройте глаза хотя бы на несколько секунд и представьте, что то, чем вы живете, вдруг исчезло. Нет вашей любимой женщины, нет ваших детей. Нет больше высокоскоростного интернета. Нет банковского автокредита вместе с вашим новым автомобилем. Нет ни билетов в кино, ни красивых девушек на улицах. А есть только выжженная земля, остовы зданий, одинокий плач ребенка и пепел, пепел, пепел…
Это не сценарий «Терминатора», а, быть может, вполне реальное развитие событий.
На прошлой неделе госсекретарь США Хиллари Клинтон выставила словесный ультиматум, заявив министру иностранных дел России Сергею Лаврову о том, что переговоры с Ираном, назначенные на апрель этого года, могут стать для Тегерана последним шансом избежать военного конфликта.
Шесть стран-посредников будут пытаться уговорить президента Ирана Ахмадинежада пустить-таки представителей МАГАТЭ на свои якобы мирные атомные объекты. Зная приблизительную позицию стран «шестерки», можно попробовать предположить итоги этих, возможно, важнейших для человечества переговоров. Не исключено, что в случае дальнейшей эскалации конфликта Россия неизбежно втянется в самую страшную войну в истории человечества.
Страны-посредники – Россия, Китай, Великобритания, Германия, Франция, США. Позиция России, Китая и Германии ясна – исключительно мирное урегулирование конфликта. Правда, есть некоторые нюансы. Германия за мир будет еще долго – в немцах сильно чувство вины за «Третий рейх». Притом, это чувство стыда за нацизм порой доходит до абсурда. Например, ведущую одного из телеканалов Германии уволили только за то, что она посмела сказать о том, что при Гитлере строили хорошие дороги.
У Китая в этом вопросе, вроде бы особое мнение, но суть его можно выразить простыми словами: «Ребята, давайте жить дружно, а заодно покупайте наши товары». А если говорить словами политологов, то позиция Китая в стратегических вопросах внешней политики сводится к следующему: стабильность на Ближнем и среднем Востоке, стабильность на мировом рынке углеводородов и прекращение наращивания Соединенными Штатами военной мощи в зоне Персидского залива.
Позиция Великобритании в иранском вопросе (впрочем, как и во всей внешней политике) сводится к одному: «Куда Америка, туда и наш британский лев». Объявит США войну какому-нибудь Мозамбику на пару с Занзибаром – тут же выяснится, что Лондон, оказывается, тоже давно возмущен попранием принципов свободы и демократии в этих крайне интересных каждому британцу странах.
А вот Франция занимает весьма интересную позицию. В отношении эскалации конфликта в арабском регионе, можно назвать ее «и нашим, и вашим». С одной стороны, Саркози заявляет о том, что Франция категорически против применения силы в отношении Ирана. С другой, именно 23-й президент Французской республики – главный инициатор применения жестких экономических санкций в отношении Ирана. Но не будем забывать, что позиция Франции в этом вопросе во многом вызвана желанием самого Саркози восстановления былого влияния Франции в мировой политике.
Позиция нашей страны сформулирована Сергеем Лавровым следующим образом: «Не лезть в арабский вопрос», хотя фактически мы уже давно туда залезли (взять даже поставки оружия иранской армии).
А теперь о самом главном эскалаторе конфликта – США. Многие политологи, эксперты, социологи предсказывают неминуемый распад страны. По сути, некоторые штаты (так называемые регионы-доноры) давно мечтают отделиться. Самый яркий пример – штат Техас. Его губернатор Рик Перри пригрозил Бараку Обаме, что в случае продолжения Вашингтоном прежней миграционной политики, отсутствия изменений в налоговом законодательстве техасцы будут вынуждены отказаться от своего гражданства (США) и выйдут из союза. Давно мечтают об отделении калифорнийцы. Об этом же грезы флоридцев. Список можно продолжать.
О том, каковы размеры государственного долга США, не знает разве что ребенок. Помните сломанный счетчик, отсчитывающий сумму государственного долга? В общем, ситуация в США в чем-то напоминает СССР перед распадом. Прибавьте к этому постоянное давление на Обаму со стороны финансовых воротил, имеющих тесные связи с Израилем. А что делать правителю, держава которого вот-вот рухнет? Совершенно верно: напасть на другую державу и захватить ее ресурсы под видом торжества демократии. А что по этому поводу будет думать мировое сообщество членов Бельдеберского клуба (настоящих хозяев Америки) никогда не волновало. К тому же недавно проведенный среди американцев опрос показал, что жители США то ли по недоразумению, то ли в силу природного снобизма, поддерживают необходимость применения военной силы в Иране. Неужели американцы не понимают, что повторения сценария времен «Великой депрессии», когда с помощью Второй мировой войны США вышли из небывалого экономического кризиса, уже не будет. Иранская армия обладает опытом военных действий, технической оснащенностью, а самое главное – жестокой решимостью выплеснуть свою ненависть к американцам, разжигаемой у каждого иранца с детства.
Так что вероятность нападения США до конца этого года очень велика. Чем это грозит нам? Большой вероятностью втягивания в конфликт. Именно Россия –основной поставщик оружия для иранской армии. Именно наша страна является традиционным противовесом влияния «звездно-полосатого» флага в арабском регионе. Наконец, именно в России находится бурлящий Кавказ, под боком у которого всегда «братская» нам Турция. Так что предсказать дальнейшее развитие событий крайне сложно.
Остается лишь надежда на то, что в противовес эскалации зла появится эскалатор добра в виде благоразумия мировых политиков, иначе самой страшной войны в истории человечества не избежать. Пусть первыми будут слово и разум, а не палки и камни…