Кто только не занимался проблемами общественного транспорта Ульяновска, в том числе московские специалисты, вот и Общественная палата в очередной раз обсудила больную тему. Правда, в прошедшем во вторник заседании приняли участие не все ответственные за бесперебойную работу гортранспорта. Впрочем, создалось впечатление, что и их присутствие вопроса все равно не решило бы. Тем не менее, предложения граждан перевозчикам и транспортным чиновникам все же передать обещают. И, похоже, единственное, чем пока могут “улучшить” ситуацию – это возвратом вечерних тарифов в маршрутках.

Чтобы выяснить, что на данный момент думают жители об организации общественного транспорта в городе, среди жителей города был проведен опрос.

Всего за неделю поступило 52 обращения. Ульяновцы жаловались на недостаточное количество маршруток, особенно в Засвияжском, Заволжском и Железнодорожном направлениях, а также на работу ряда маршрутов (например, 96, 2, 25, 82 и проч). Много вопросов было и по рациональности маршрутов. Яркий пример – экскурсионные маршруты из дальнего Засвияжья до Нового города, идущие через центр. Кроме того, поступали жалобы и на низкое качество обслуживания, хамство водителей, нарушение правил дорожного движения, отклонение от графика движения, сложность уехать в вечернее время. Жаловались также на холод в трамваях. Справедливости ради, стоит сказать и о положительных отзывах, например, была благодарность в адрес 67 маршрута.

По мнению ульяновцев, горадминистрация не в состоянии контролировать эту сферу. Поэтому нам нужна специальная служба (подконтрольная администрации), которая бы осуществляла контроль за работой общественного транспорта.

Также жители говорили о необходимости замены маршруток на транспорт большей вместимости и налаживании работы транспорта в вечернее время, например, за счет дифференцированных тарифов. Высказывались предложения опубликовать в СМИ и разместить на остановках график движения. Кроме того, ульяновцы считают, что нам необходима разработка стандартов обслуживания, системы лицензирования. Было бы полезно размещать в маршрутках информацию не только об индивидуальном предпринимателе, но и о водителе.

Представители общественной палаты обещали передать эти жалобы и предложения перевозчикам.

На заседании общественной палаты найти выход из ситуации пытались представители общественности, а также чиновники и ответственные за общественный транспорт. Заместитель председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта горадминистрации Сергей Аникин сообщил, что Ульяновску необходимо найти золотую середину между частным и государственным транспортом, так как причина такой ситуации всем понятна: монополизация отрасли коммерческими перевозками.

Так, за прошлый год муниципальным транспортом перевезено порядка 4,8 миллионов пассажиров, электротранспортом – 32 миллиона пассажиров, а коммерческим – 35-37 миллионов. При этом заполняемость автобусов около 40 процентов. Как отметил Аникин, комитетом проводятся проверки: люди готовы локтями друг друга расталкивать, чтобы поехать на маршрутке. Между тем, говорит Аникин, продолжительность поездки на автобусе всего на 15 минут дольше. Следовательно, необходимо более детально продумать именно работу автобусов.

По мнению Аникина, надо возрождать муниципальный транспорт. У нас конкуренция не направлена на улучшение качества услуг, а именно это должно быть главным в транспортном обслуживании населения. Впрочем, по его словам, в этом году средства на покупку новых автобусов в горбюджете не заложены. Хотя для ПАТП предложили приобрести автобусы средней вместимости (типа “Форд” или “Ивеко”) для межпикового обслуживания, но это лишь предложения комитета: найдутся на них средства или нет, неизвестно. Был поднят вопрос о низкопольных автобусах, чтобы транспорт стал доступен и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Но Сергей Аникин еще раз напомнил, что средств на автобусы у нас на этот год нет, хотя предложения комитет властям направил. Но уже сегодня в комитете называют конкретные цифры по «борьбе» с газелями – к ноябрю 2012 года их должно стать меньше на 320 единиц. Всего в городе функционируют 64 муниципальных автобуса, а доля гостранспорта не составляет и четырех процентов.

Периодически в ходе заседания возникал вопрос: на основе чего выдвигаются предложения по улучшению ситуации? Проводились ли исследования?

По словам председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта горадминистрации Рашида Гайнуллина, схема улично-дорожной сети Ульяновска сформировалась 20-30 лет назад. С тех пор многое изменилось, а серьезных изменений пока так и не было. Получается, что в последние годы маршрутные перевозки по Ульяновску формировались хаотично, говорят в общественной палате, а глубокого анализа рынка перевозок не проводилось. Кстати, вспомнили и про программу, несколько лет назад разработанную для улично-дорожной сети Ульяновска Московским автомобильно-дорожным институтом. По мнению Сергея Аникина, работа была проведена формально. Практически ничего нового в их предложениях не почерпнули.

Из информации, представленной на заседании докладчиками, так и не стало ясно, действуют ли в Ульяновске какие-либо стандарты работы пассажирского транспорта. При разработке данных стандартов, говорят в общественной палате, необходимо учитывать направления развития общества в перспективе (до двадцати лет) и их соответствие стратегическому плану развития Ульяновской области. При этом необходимо учитывать градостроительные, экономические и социальные особенности.

Наконец, был снова поднят вопрос о вечернем обслуживании пассажиров. Сергей Аникин напомнил, что ситуация обострилась после отмены вечернего тарифа в 2010 году. «Сегодня вечерний тариф должен быть», – считает Аникин. С этим согласились не все: платить больше готовы, только если в салонах обеспечат хотя бы чистоту и избавят от хамства со стороны водителей. Но это уже из разряда фантастики.

«Но дальше начинается цирк»

По итогам заседания общественная палата рекомендовала облправительству ужесточить меры контроля за соблюдением перевозчиками стандартов перевозок. Горадминистрации – найти финансовую возможность проведения комплексного исследования потребностей пассажиров. Кроме того, рекомендуют создать четкую классификацию городских перевозок с учетом общепринятой системы учета пассажиров по цели поездки (работа, деловые поездки, культурно-бытовые) и по времени ее осуществления. Также намереваются создать рабочую группу по разработке стандартов деятельности городского транспорта. Кроме того, следует разработать мероприятия по реализации эффективной тарифной политики и возможности установления дифференцированных тарифов. Общественная палата планирует еще раз вернуться к рассмотрению этих вопросов в августе 2012 года.

Кстати, на заседании выступил и Почетный транспортник РФ С. Пиньковецкий, который 20 лет занимается транспортной проблемой. Он отметил, что, действительно, автобусы – вроде бы и есть панацея. «Но дальше начинается цирк», – говорит специалист. Дело в том, что их загрузка мала, так как они ездят хаотично и дублируются коммерческими маршрутами. И снова заговорили о расписании и строгом его соблюдении. «Но в чудеса я мало верю», – скептически прокомментировал ситуацию Почетный транспортник. Он сообщил, что для нормального функционирования общественного транспорта необходима его заполняемость не менее 60 процентов (у нас 40 процентов), а также дотации от государства.

«Нужно найти компромисс и основываться на интересах горожан, – говорит Пиньковецкий. – Любое действие должно быть обосновано и просчитано. А у нас даже исследования не проводились. Просто выдвигаются идеи в качестве эксперимента, причем людьми, которые в этом не разбираются».

Юлия Узрютова