Юрий КОРАБЛЁВ
До середины 90-х годов прошлого века Ульяновск, по оценке приезжих, считался одним из самых чистых и уютных городов Поволжья.
Режиссер разочаровался?
Когда летом 1991 года в наш город приезжал режиссер Станислав Говорухин для съемок материалов будущего фильма «Россия, которую мы потеряли», меня попросили помочь киношникам в качестве гида. Станислав Сергеевич поставил передо мной задачу: показать изнаночную сторону жизни нашего города. Говорухина интересовали самые неблагоустроенные, непригодные для нормальной жизни людей места, несанкционированные свалки мусора и т.д. Мы целый день прокатались впустую. Куда бы я ни привозил киношников, режиссер, осмотрев очередную, на мой взгляд, печальную картину ульяновского неблагоустройства, разочарованно качал головой: «Нет, это не то!». Станислав Сергеевич объяснил: то, что киношники видели в других городах, не шло ни в какое сравнение с Ульяновском, который Говорухин тогда оценил как приятный и уютный город.
Правда, говорухинская группа уехала из Ульяновска отнюдь не разочарованной. В разговоре со Станиславом Сергеевичем я упоминул о том, что в Заволжье строится храмовый комплекс св. Иоанна Кронштадского, где в недостроенной часовне, прямо под открытым небом, уже шли службы. На следующий день мы поехали туда. Режиссер просветлел на глазах. Киногруппа засуетилась, заработали камеры. Кадры, снятые в тот день в Ульяновске, вышли на экраны в 1992 году. А вот мусор, достойный фильма, мы тогда так и не нашли…
Тупики
Сегодня Говорухину в Ульяновске было бы что показать. За прошедшие 5-7 лет дворники перестали сжигать мусор прямо под окнами жилых домов. Во дворах многоквартирных домов обустроены 515 контейнерных площадок, во многих домах восстановлены мусоропроводы. Но это имеет свой ульяновский оттенок. Так, водители мусоровозов не желают ставить контейнеры на площадку, а, разгрузив их, оставляют прямо перед ней. При этом крышки самих контейнеров всегда открыты настежь – есть где ветру разгуляться. Население сваливает негабаритный мусор рядом с контейнером. Вывозится он лишь 1-2 раза в неделю. Контейнерные площадки, расположенные рядом с рынками и магазинами, торговцы заваливают «с верхом».
В неменьшей степени страдают от мусора площадки дворов, граничащих с частным сектором. Частники, не желая платить за вывоз, таскают его во дворы многоквартирных домов. Согласно действующим санитарным нормам, контейнеры нельзя устанавливать ближе, чем в 20-ти метрах от жилых домов. Но улицы в частном секторе узкие. Поэтому коммунальщики устанавливают контейнеры с заведомым нарушением норм. Жалобы идут потоком. Получив очередное предписание, коммунальщики перетаскивают контейнер на несколько метров дальше, где он будет стоять до следующего предписания. А после его опять передвинут.
Принудить к заключению договоров нельзя. Можно штрафовать, если домовладельца поймали «за руку». Коммунальщики предлагают внести изменения в законодательство, согласно которому можно будет штрафовать частника-домовладельца уже за отсутствие договора на вывоз мусора. Но уже сейчас на руках у некоторых домовладельцев имеются липовые договоры с некими московскими или нижегородскими фирмами на вывозку мусора.
Золотые горы
Не менее важна еще одна проблема – куда вывозить мусор. В области уже имеется 9 полигонов, его принимающих. До 2016 года планируется построить еще 14 полигонов. На это правительство области готово выделять по 5 млн рублей, а затем передавать эти полигоны частникам. Проекты по строительству под Ульяновском мусороперерабатывающих заводов лопнули. И не без помощи местного депутатско-чиновничьего мусорного лобби. Сейчас, похоже, развивается новый виток борьбы за мусорный рынок Ульяновска.
Две недели тому назад губернатор Сергей Морозов напрямую обвинил в том, что мусорная проблема не решается, депутатов Городской Думы, многие из которых имеют свой интерес в мусорном бизнесе. В ответ из департамента природных ресурсов и экологии облправительства последовали заверения в том, что «идет работа по поиску инвесторов». А председатель городского комитета ЖКХ и экологии Михаил Сычев заявил, что в его комитете в течение полугода вплотную этим вопросом никто не занимается.
Увеличение количества полигонов выгодно местным мусорным олигархам. Выкопал яму за счет бюджета – стриги себе деньги за каждый прибывший мусоровоз. Если вокруг Ульяновска начнется строительство МПЗ, то какие же гигантские деньжища утекут мимо карманов местных чиновников? Поэтому они успешно отбивают попытки решить проблему с помощью иногородних и иностранных инвесторов.
Чем закончится очередной этап борьбы за мусорный рынок Ульяновска сказать сложно. На прошлой неделе Глава города дала Михаилу Сычеву поручение в течение двух недель подготовить предложения по строительству в Ульяновске МПЗ. Михаил Сычев попросил перенести срок на 1 мая (а там опять недельные праздники), но Марина Беспалова уступила только до 15 апреля.
Предложения – и есть предложения. Всегда найдется причина для переноса срока их подачи. Потом можно будет их изучать, вносить поправки, уточнения, изменения и т.д. и т.п. Срок можно растянуть до бесконечности. А там, глядишь, случатся какие-то перемены в руководящих эшелонах…