Пожалуй, министр экономики Ульяновской области Олег Асмус — самый главный футбольный болельщик среди своих коллег.
Не случайно же в феврале он был избран председателем регионального отделения Всероссийского объединения болельщиков. Как сказал президент ВОБ Александр Шпрыгин, «у Олега Асмуса хорошая программа, много интересных мыслей в плане развития болельщицкого движения в регионах и реализации наших проектов. Он не только чиновник, но и страстный любитель футбола. Сочетание этих качеств позволит решать проблемы болельщиков на самом высоком уровне».
В «НГ» тоже есть большие любители футбола, а значит, и общая тема для разговора с министром. И мы отправились «за подробностями».
— Министров, возглавляющих объединение болельщиков, в России больше нет. Наш регион — первый. Олег Владимирович, что вы хотели бы сделать на этом посту?
— Я хотел бы найти в среде болельщиков своих друзей, коллег, сторонников, людей, которые помогали бы мне реализовывать программу, цель которой — повышение роли региональных центров в развитии фан-движения и придание этому процессу экономических стимулов. Планирую вести работу по нескольким направлениям. Первое. Мне, как болельщику, хочется, чтобы это движение в Ульяновской области было массовым. Что для этого не хватает? Элементарных вещей. Нет встреч, нет фестивалей, организованных поездок на матчи. Надо создать различные фан-зоны, где будут встречаться болельщики, которые исповедуют своеобразную футбольную религию. Здесь нужно решать целый комплекс организационных вопросов: от привлечения предпринимателей до строительства недорогих гостиниц и кемпингов. Скажем, немногие смогут поехать на чемпионат Европы в Украину и Польшу. А у нас где можно поболеть в компании единомышленников? В парочке баров с телевизором?
— Да, в компании наших болельщиков не каждый согласится присутствовать…
— А это уже второе направление нашей деятельности. Нужно не просто привлекать болельщиков в спортивные залы и на стадионы. Хотелось бы привить европейскую культуру боления за наши ульяновские команды. Любишь футбол? Любишь хоккей? Приходи на игры «Волги»! Любишь гимнастику или тяжелую атлетику? А знаешь, какие соревнования по этим видам спорта проходят в Ульяновске? Необходимо разрабатывать креативные программы, к примеру, «Приведи на стадион семью, друга, одноклассника». Проводить для зрителей день открытых дверей в любимой команде. Стимулировать создание музеев футбола. А почему бы руководителям предприятий, главам района не выделять для болельщиков автобусы для поездки на соревнования?
И третье направление — развитие межрегионального, международного сотрудничества. Посещение матчей сборной России, команд Премьер-лиги для многих ульяновских болельщиков остается только мечтой. Проведение российских и международных турниров для болельщиков — еще одна мечта. В общем, идей — море.
— Существует такое мнение: чтобы привлечь болельщиков на стадионы, командам нужно просто показывать красивую игру. Согласны?
— Категорически не согласен. «Спартак» десять лет почти ничего не выигрывал. А до этого двенадцать лет выигрывал почти все. Так вот: когда команду преследовали неудачи, за нее болели больше, чем в период расцвета. Нормальный мировой опыт — Испании, Италии, Англии, Германии, Бразилии, Аргентины — показывает, что когда команда по каким-то причинам не играет в красивый футбол, только процентов тридцать болельщиков перестают ходить на матчи: нет результата — отток зрителей, есть результат — приток. Причем сюда входят и девушки, которые смотрят не столько на футбол, сколько на «симпатичного Андрюшку Аршавина». Вот «Ювентус» вылетал в низшую лигу, а зрителей в это трудное для команды время стало ходить больше. Это и есть поддержка, это и есть настоящее боление.
— Так, может, выделить на футбольную команду побольше денег, пригласить «Андрюшку Аршавина», и народ пойдет на стадион? Зачем придумывать какие-то программы?
— Это вопрос из разряда: что раньше появилось — яйцо или курица? Почему никому не приходит в голову бросить на произвол судьбы «Крылья Советов» или «Томь», которые в прошлом сезоне оказались в экономическом кризисе? Потому что в Самаре по 30 тысяч человек ходят на стадион. Попробуй такой электорат бросить! И мы должны создать движение болельщиков, чтобы у власти и бизнеса не было и мысли отвернуться от нашей хоккейной или футбольной команды. Эти вещи взаимосвязаны. Хочу, чтобы костяк болельщиков, скажем, футбольной «Волги» вырос хотя бы раза в три. Иначе бизнесмены или представители власти спросят: зачем строить новые стадионы, если на матче так мало народу? Почему в Саранске построили новую спортивную арену? Потому что в городе всего 350 тысяч жителей, а на футбол стабильно ходят 8-10 тысяч зрителей. В Германии один из самых процветающих — бизнес, связанный с футболом и посещением стадионов. Бизнесмены просто мечтают построить стадионы, потому что это окупается в короткие сроки.
— Захотят ли наши болельщики объединиться?
— К сожалению, болельщицкое движение в регионе не организовывалось десятилетиями! Есть сотня фанатов, они между собой общаются, и им больше никого не надо. Есть болельщики «Спартака» — я предложил им посмотреть на эти вещи масштабнее. Отвечают: зачем это надо? У них своя романтика. Это абсолютно непрогрессивная позиция. Ситуацию нужно менять. Кстати, когда я езжу на футбол в Самару, Казань, Москву, то всегда покупаю билеты не на центральную трибуну, а в фан-сектор. Да, мне не нравится, что там через каждые три минуты звучат нецензурные кричалки. Но интереснее болеть именно там, народ среди фанатов в основном вменяемый.
— А каким образом объединение болельщиков может повлиять, как записано в вашей программе, на туристический бизнес?
— Я не собираюсь останавливаться на местечковом уровне. Хочу, чтобы болельщицкое движение переросло в нормальный туристический бизнес. Пример: 5-7 тысяч болельщиков «Спартака», «Зенита», ЦСКА, посещая выездные матчи, приносят в экономику Самары, Казани, других городов 50 — 100 миллионов рублей. Они останавливаются в гостинице, покупают атрибутику, ходят в кафе. И такие массовые выезды, по сути своей туристические, не поддерживают ни регионы, ни объединения болельщиков. А если сделать такие выезды организованными, с посещением музеев — это же выгодно для города!
— Но пока мы можем позволить себе только выезды — нечем завлечь болельщиков из других городов!
— Но ведь мы не можем пока и выезжать организованно. А я легко могу договориться на уровне руководства соседних республик и областей, чтобы нас встретили цивилизованно, а не под конвоем на стадион проводили. Это не требует никаких средств. И я хочу, чтобы болельщики об этом знали. К тому же я могу пригласить известных спортсменов — приезжали же к нам Евгений Ловчев, Ринат Дасаев. Это тоже популяризация футбола, настоящего боления. Мечтаю пригласить Андрея Тихонова.
— Вспоминаю, как город болел во время прошлого чемпионата Европы…
— И тогда почти в каждом кафе поставили телевизоры. Объединение болельщиков может сделать, чтобы эти зрители стали постоянной величиной. Вот приглашу я местных предпринимателей: ребята, давайте поставим палатки, шатры и прочее. А они спросят: где гарантии, что люди придут? И кто придет? А когда болельщики объединятся, просто телевизора в кафе будет недостаточно. В фан-зонах можно поставить большие экраны, можно не просто полтора часа матч смотреть, но и какую-то программу придумать, чтобы приходили с женами, детьми, как это делается в странах Европы. Это моя мечта.
— А вы футбольный романтик…
— Люблю футбол. Не пью, не курю. Всю жизнь болею за одну команду — московский «Спартак». Да, я хочу, чтобы в Ульяновске образовалась дивизия болельщиков, которая поддерживала бы ульяновских спортсменов и дома, и на выездах. Хочу, чтобы у молодежи был культ футбола. Надо вырываться из серости. Есть желание помочь? Звоните мне по телефонам: 41-19-97, 41-40-24, 41-24-26. Давайте объединяться — если вы болеете за разные футбольные команды, если вы просто неравнодушны к спорту.

Лада БЕЛОЗЕРОВА