Прочитал у кого-то из политологов, что мартовские выборы президента России – последние для Владимира Путина, и не только для него, но и для его присных, как выразился автор.
Последними эти выборы были, я думаю, и для думских партий в том качестве, в котором они сейчас находятся.
Не имею в виду «Единую Россию», которая вообще не партия, а что-то среднее между бизнес-проектом и большой мафиозной группой, с тем отличием, что мафиозные сообщества, как правило, устойчивы, «Единая» же разбежится однажды в один миг. Речь о трех других партиях – КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», чьи лидеры участвовали в президентских выборах и проиграли их. Но это поражение ударило не только по самим лидерам, но и по партиям, и еще неизвестно, по кому больше. За такими поражениями в нормальной политической системе обязательно последовали бы оргвыводы, то есть смена партийного руководства, как это бывает, к примеру, в Великобритании.
Там аналогом наших президентских выборов являются выборы парламента, по результатам которых формируется правительство с лидером партии-победителя во главе. Когда же популярность премьер-министра падает и угрожает репутации партии, партия производит замену своей верхушки. Так было с лейбористом Тони Блэром, которого соратники вынудили покинуть партийную должность, заменив его Гордоном Брауном. Не особенно пошли дела и у Брауна, и на очередных парламентских выборах лейбористы проиграли консерваторам Дэвида Кэмерона. После этого они немедленно сместили Брауна с поста председателя партии.
Сейчас лейбористов возглавляет Эд Милибенд.
У нас Зюганов и Жириновский уже по пять раз участвовали в президентских выборах иуспели в этих кампаниях состариться. Зюганову к следующим плановым выборам главы государства будет 74 года, Жириновскому – 72. И не важно, фальсифицировали ли до того итоги голосования или нет – все равно они пораженцы, и давно должны были бы быть смещены. Потому хотя бы, что слабы и уже 20 лет не могут защитить голоса своих сторонников, которые регулярно воруют победители. Собственно, лидеры КПРФ и ЛДПР превратились в профессиональных актеров, задействованных в этом политическом спектакле. И он, спектакль, их вполне устраивает. Но партии тем временем ветшают. И есть вероятность их исчезновения вместе с основателями.
Партбоссы своим сдерживанием молодых кадров соучаствуют таким образом в выжигании российского политического поля, когда оказывается, что из всех 140 миллионов человек лишь один способен «спасти» страну. То есть на Зюганове, Жириновском да и Миронове тоже лежит вина за то состояние, в котором оказалось российское общество. Они, по сути, – столпы отечественного авторитаризма. Что уж говорить о властолюбии Путина, не желающего выпускать из рук руль и с выходом на пенсию, если уступать свои места не хотят даже в партиях. Времени у партийного руководства на спасение ситуации, я считаю, не осталось. Ротация необходима уже сейчас, чтобы новые лидеры имели в запасе хоть сколько-то времени до новых выборов. Иначе – списание в архив.
Василий Мельник