Картины жизни местных староверов.
Немногим ульяновцам известен факт, что буквально в черте города — в селе Кувшиновка — живет община староверов, или иначе старообрядцев. Они не сектанты, а православные христиане, не принимаемые, впрочем, современной церковью.
Эти люди почитают те же святыни, также рождаются и умирают, также сеют хлеб. Побывав как-то в Кувшиновке, мы пообщались с местными староверами. Помнится, наставник общины Павел Васильевич Аринин посетовал: «Местная епархия Русской православной церкви нас, к сожалению, не принимает. Ведь нынешние православные не знают всей истории. А насколько я себя помню, своих родителей, дедов, мы, староверы, эту историю по крупицам сохраняли».
Бог не в рубахе, а в теле
— Заходите-заходите. Спрашивать, что ль, чего будете? А вы погодите, сперва вот я вас спрошу. Ну-ка, скажите, видели вы когда-нибудь икону с тремя перстами? — так прямо с порога встретила нас Антонина Петровна Федорова из общины староверов села Кувшиновка.
Пресловутое двуперстие — камень преткновения церковного раскола — Антонина Петровна быстренько разложила нам, что называется, по пальцам:
— Вот, смотрите, — начала она, — два перста — Бог и человек. Так Иисус завещал. Так молились апостолы, святитель Никола Чудотворец, Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие святые. А еще при крестном знамении надо нажимать пальцами на тело. Ведь не платье себе крестите и не рубаху, но тело свое, чтоб ему, телу, внятно было, ощущаемо. В этом и есть истинный смысл.

Сами рожают и сами крестят…
Из разговора с Антониной Петровной сложилось впечатление, будто в рядах кувшиновских староверов царит матриархат. И впрямь женщины здесь бойкие, темпераментные и инициативные, в то время как мужчины — всего лишь малоразговорчивые работяги. Вот и супруг Антонины Петровны — Иван Ефремович — оказался немногословным. Больше говорила хозяйка:
— Мне 71 год, а я никогда не была в церкви, — поведала баба Тоня. — Но и я, и дети мои, и внуки, и даже правнуки — все как один крестились. Мы обряд крещения дома проводим. Кто крестит-то? А любой, в ком талант к этому делу имеется. Это уж от Бога. Я вот, к примеру, и крестила, и венчала, и отпевала не раз…
Ивана и Антонину Федоровых еще в 1955 году венчала… женщина — тогдашняя местная наставница, звали ее Лукерья Степановна.
— Да и сама я потом стала обряды совершать, — продолжила Антонина Петровна. — Да я уж вроде говорила об этом. А вон, под столом, посудину видите? Это купель. В ней еще моего прапрадеда младенцем крестили! Представляете, сколько ей лет? Мы и в Свияге крестим детей, она тут неподалеку — вроде как наша местная иордань.

Покойники: «правильные» и «неправильные»
Однако не одними венчаниями да крестинами ограничивалась священническая деятельность нашей собеседницы. Не раз приходилось Антонине Петровне и покойников отпевать. Кстати, стоит отметить такой факт. Когда мы по телефону разыскивали в Кувшиновке староверов, нам сказали: «Да, есть такие, у них и обряды свои, не как у нас. Даже покойников они хоронят по-своему». Мы, не знакомые с древлеправославными обрядами, еще подумали: интересно, как это «по-своему», неужто же… сидя? А когда задали этот вопрос Вере Андреевне Лебедевой, еще одной староверке из Кувшиновки, она чуть не рассмеялась, после чего пояснила:
— Да что вы, «наши» покойники так же в землю ложатся, как и «ваши». На кладбище, в гробах, по всем православным канонам… по истинным — древлеправославным, тем, что до Никона были. А впрочем, особых различий тут нет. Единственное, «наших» покойников мы кладем головой к порогу — так, чтобы они «смотрели» на иконы. А иначе ведь отлучит их Господь от себя. Никого не хочу обидеть, но получается, что коли покойник ногами к двери лежит — то становится как бы отлучником, «неправильным»… согласно старой вере.

Жениться можно хоть… на марсианке
Возможно, лет сто назад в среде старообрядцев не приветствовались браки с представителями (или представительницами) иных вероисповеданий. Теперь же все обстоит иначе, как бы это сказать, гибко. Примерно так выразила идею терпимости уже знакомая читателю Антонина Петровна Федорова. И добавила:
— Родители мои, Евдокия Абрамовна и Петр Родионович, так и поженились. То есть я хочу сказать, что мама была «вашей», а батюшка — из старообрядцев. И вот, чтобы венчаться, мама приняла веру отца. Теперь с этим проще. Женись хоть на мусульманке, хоть на японке, да хоть на марсианке. Никаких нареканий это не вызовет. Но если пойдут дети, то уж они-то непременно должны быть окрещены в старой вере.

СПРАВКА «НГ»
Русская православная старообрядческая церковь — юридически и канонически независимое религиозное объединение, состоящее из староверов-поповцев, принимающих окормление Белокриницкой иерархии; рассматривает себя как продолжение исторической Русской православной церкви, существовавшей до реформ патриарха Никона; не находится в молитвенно-евхаристическом общении с другими церквами, за исключением Русской православной старообрядческой церкви в Румынии. Современная иерархия РПСЦ возникла в 1846 году, когда было восстановлено епископское возглавление церковной иерархии. Русская православная старообрядческая церковь полагает всю историю Русской церкви до 1653 года своей историей.

Сергей АЛЕШИН