В воскресенье, 18 марта, в центре Ульяновска проходил санкционированный, то есть разрешённый властями, пикет несогласных с итогами президентских выборов. Закончилась вполне мирная акция, на которую собралось не более 25 человек, жёстким разгоном её участников сотрудниками полиции. Итог: 9 человек задержаны, семеро из них получили арест на срок от 6 до 9 суток. Организатору акции после задержания два раза вызывали «скорую»…
Шокирующее видео с разгона пикета в тот же день, 18 марта, быстро просочилось в Интернет, и с того же дня от УМВД области в СМИ начали приходить пресс-релизы, больше похожие на оправдания: мол, в воскресенье, 18 марта, полицией были задержаны нарушители общественного порядка.
В ходе журналистского расследования выяснилось, что пикет проходил возле фонтана на ул. Гончарова. Собравшаяся молодёжь была не согласна с результатами президентских выборов (скажем сразу, редакция «МГ» считает, что выборы Президента РФ, в отличие от выборов депутатов Государственной Думы РФ, прошли без серьёзных нарушений и фальсификаций). Протестующие выдвигали те же лозунги, что и на акциях протеста в декабре 2011-го, феврале и начале марта 2012 года. И вряд ли бы кто-то запомнил этот пикет, если бы в него не вмешалась полиция…
Стало известно, что на акции присутствовали двое ребят в вязаных шапочках, скрывающих лица. Правоохранители законно потребовали от них снять маски и предъявить документы, мотивируя это тем, что, дескать, поступили жалобы горожан, и такой вид пикетчиков – «явное неуважение к обществу». Многим это показалось странным, потому что на проходивших ранее пикетах и митингах наши журналисты не раз видели этих людей в масках, однако тогда – до президентских выборов – никаких вопросов у полиции к ним не было! Да и «масочники» вели себя всегда вполне мирно. А тут вдруг неожиданно вопросы у полиции появились… Как бы то ни было, парни отказались снимать маски, а документов, по их словам, у них не оказалось. Правоохранители силой усадили молодых людей в полицейский «УАЗ». А когда стражи порядка пытались выехать с задержанными в дежурную часть, некоторые участники пикета блокировали автомобиль живой стеной. Оттеснив пикетирующих, полицейские на «УАЗике» всё же уехали. Здесь история могла и закончиться…
Однако минут через 15 полицейские вернулись. Они подошли к организатору пикета Константину Трошину и заявили, что он нарушил закон, и потребовали пройти с ними в служебный автомобиль.
– Я пытался выяснить, что именно нарушил, – вспоминает Константин. – Подполковник Горшков, разговаривавший со мной, ничего внятного сказать не смог, утверждал, что якобы от расположенного метрах в ста магазина поступило заявление, будто пикетирующие мешают проходу. Затем полицейские скрутили мне руки и силой поволокли в “УАЗ”…
Также под руководством подполковника Горшкова поступили и ещё с шестерыми участниками пикета. Их тоже скрутили, затолкали в авто, а затем доставили в городское УВД на ул. Орлова. После составления протоколов об административном правонарушении всех отправили в Ленинский мировой суд, где в тот же день (заметьте – в выходной день!) прошло судебное заседание. В итоге участников пикета арестовали на срок от 6 до 7 суток за «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции». Хотя, на наш взгляд, да и по словам участников пикета, всё неповиновение заключалось в том, что люди просто боялись следовать куда-то с полицейскими под впечатлением от произошедшего в казанском отделе полиции «Дальний»…
Как утверждает организатор разрешённого властями пикета Константин Трошин, во время задержания полицейские травмировали ему руку. Правда, в ГУВД уверяют, что травму Трошину якобы нанёс другой участник пикета, который пытался освободить Константина от скрутивших его полицейских. Как бы то ни было, Константину стало плохо, и ему дважды вызывали «скорую» – сначала к зданию ГУВД, затем к мировому суду. В итоге из-за состояния здоровья судебное заседание по самому Трошину перенесли на 20 марта. Вот тогда ему и впаяли штраф в тысячу рублей и административный арест на 9 суток. Заседание закончилось ближе к полуночи, и Константина у суда уже поджидали «Урал»-автозак и целая группа ОМОНа.
– Выглядело так, будто главаря банды арестовали, – грустно шутили участники пикета, пришедшие поддержать своего соратника…
Чтобы разобраться в ситуации, журналисты «МГ» встретились и с участниками пикета, и с сотрудниками полиции. Мы просмотрели и видеозапись из Интернета, и видеозапись задержания участников пикета, которая есть в полиции, и выслушали мнение правоохранителей. Наша точка зрения осталась неизменной: именно полиция спровоцировала конфликт. А вернее – создала конфликт там, где его не было.
Следует отметить, что в тот же день, 18 марта, в Москве проходила несанкционированная (незаконная) акция протеста возле «Останкино» против одного из телеканалов. На этой акции более 100 человек задержали, однако в ночь на 19 марта всех до единого отпустили. Там понимают, что раздражать народ нельзя.
Действия же ульяновских правоохранителей в этой ситуации выглядят как некая акция устрашения, попытка навсегда заткнуть рот несогласным и прекратить пикеты в областном центре. И вряд ли они понимают, что эта попытка может оказаться стратегической политической ошибкой и обернуться против самих полицейских, а значит, и действующей власти. До следующих важнейших для нашего региона выборов – в Законодательное Собрание области – остался год. И старт избирательной кампании с арестов молодых ребят, которые законно выражали свою позицию, безусловно, может привести к резкому падению авторитета как полиции, так и действующей власти.
Аресты уже вызвали протестные настроения среди молодёжи, и многие, кто раньше не участвовал в политических акциях, теперь готовы выйти «на защиту ульяновских политзаключённых». Оппозиция заявляет, что в ближайшие дни в областном центре будут организованы новые пикеты под лозунгом «Всех не пересажаешь!», а на 1 апреля запланирован митинг «по поводу беспредела правоохранительных органов в России».
Очевидно, что после столь жёсткого разгона акции протеста в следующий раз на улицы могут выйти сотни ульяновцев – и дай бог, чтобы их митинги не стали стихийными и проходили спокойно…