Шесть театров-участников. Шесть фестивальных спектаклей. Таких разных… Но неизменно профессиональных и не оставляющих зрителей равнодушными. Конкурсную фестивальную программу открыл Димитровградский театр драмы имени Александра Островского.
Димитровградские лицедеи по этому поводу мандражировали. Ведь им довелось выйти на сцену Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова на следующий же день после того, как на ней властвовал Олег Меньшиков. Волновались они напрасно. В зале в день их выступления был такой же аншлаг, как во время спектакля-концерта театральной и кинозвезды России. А димитровградскую трагикомедию «Полмиллиона за жену» по пьесе Эдуардо де Филиппо «Цилиндр» публика принимала столь же горячо, как накануне столичного VIP-гостя. Так что губернаторская премия «Продвижение», полученная этим театром на прошлогоднем «Лицедее» и вся целиком потраченная на «Цилиндр», в полной мере себя оправдала и окупила.
Эстафету у мелекесских соседей на второй день фестиваля приняли ульяновский театр-студия «Enfant terrible» и симбирская драма. Первые на своей площадке показали недавнюю премьеру балагана-экспромта «Волшебное кольцо» по одноименным сказкам Бориса Шергина и Андрея Платонова. Сюжет его известен всем нам с детства – в 1979 году на экраны страны вышел замечательный одноименный мультипликационный фильм Леонида Носырева, на котором выросло уже несколько поколений ребят в нашей стране. «Жили Ванька двоима с матерью. Житьишко было само последно. Ни послать, ни окутацца, и в рот положить нечего». Изумительные архангелогородские «перлы» с удовольствием подаются и интерпретируются молодыми актерами. О жанре этого действа можно сказать, процитировав другого знаменитого русского мастера слова – Игоря Северянина: «Меня бранили за смешенье стилей, хотя в смешенье-то и стиль»… Худрук коллектива Дмитрий Аксенов, не мудрствуя лукаво, обозвал это словосочетанием «балаган-экспромт». И действительно, рассказ о Ваньке «со товарищи» стремительно закручивается в авантюру, показанную посредством шутовства, клоунады, цирка, балагана, пантомимы, фарса. Следует отметить, что две изначально женские роли исполняются мужчинами – мать Ваньки и Царевну играют Борис Абашин и Ярослав Щедров соответственно. Обычно считается, что такого рода переодевание есть первый признак плохих постановок. Но сие утверждение не для данной постановки – здесь этот прием лишь усиливает своеобразие и комизм спектакля.
А Ульяновский драматический представил на суд зрителей свой абсолютный бестселлер – бессмертную грибоедовскую комедию «Горе от ума». Ее премьера состоялась еще в сентябре прошлого года, но, как с гордостью говорит директор ульяновской драмы Наталья Никонорова, билеты в день этого спектакля не достать – заказывают за месяц. Это совершенно традиционная постановка комедии «Горе от ума», поставленная народным артистом Украины и Латвийской ССР Аркадием Кацем, и во всем чувствуется рука режиссера, большого мастера зрелища. Блистательный грибоедовский текст, бережно и остроумно прочитанный режиссером, выразительные декорации, элегантные костюмы, чарующая музыка и яркие образы, созданные прекрасными актерами. В заключительном монологе Чацкого вместе с главным героем страдает, затаив дыхание, весь зрительный зал. А символом его бесконечных поисков становится деревянная игрушка – коляс-ка с тройкой лошадей, подаренная им Софье. Именно ее «подают» Чацкому на знаменитое: «Карету мне, карету!»…
Утро третьего фестивального дня было отдано детям. Ульяновский театр кукол имени Валентины Леонтьевой представил новую сказку «Принцесса и свинопас». Еще одна история, наизусть известная всем от младых ногтей: Принц, переодевшийся свинопасом, капризная и взбалмошная Принцесса, толпа придворных и фрейлин, лебезящих перед правителями и надменных с теми, кто ниже их по положению… Классическая сказка Андерсена. Но ее волшебство не развеивается от бессмертного сюжета. И детские глаза в зрительном зале по-прежнему горят восторгом и интересом. А Максима Бизяева и Елену Костоусову, которые водят Принца с Принцессой, недаром номинировали на лучших артиста и артистку – им поистине удается вдохнуть жизнь в своих кукольных героев.
25 марта. Малая сцена симбирской драмы «Постскриптум». Впервые с 2008 года в рамках фестиваля не просто спектакль, но рождение нового театра. Четыре года назад «Лицедей» стал «крестным отцом» ульяновского театра-студии «ENFANT TERRIBLE», который удачно дебютировал, получив приз за лучший спектакль. В этом году спектаклем «Урок» впервые была представлена антреприза Ольги Новицкой, ведущей молодой актрисы Ульяновского драматического. Примечательно, что премьера «Урока» по пьесе Роберто Атайяда «Мадам Маргарита» состоялась осенью прошлого года все в том же театре «ENFANT TERRIBLE». Моноспектакль Ольги Новицкой не оставил равнодушным никого, в том числе и гостей фестиваля из Польши, которые все поняли, несмотря на языковые барьеры. А вечером того же дня на основной сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова еще один участник «Лицедея-2012» из Димитровграда, театр-студия «Подиум», представил свою премьеру спектакля «Мой внук Вениамин» по одноименной пьесе Людмилы Улицкой. Димитровградцы первыми из всей театральной когорты региона обратились к творчеству одной из самых популярных современных писателей. Материнский диктат по-еврейски – это действительно штука, не менее страшная, чем русский бунт, бессмысленный и беспощадный. И современный конфликт отцов и детей с национальным колоритом актеры передают вдохновенно и точно.
26 марта закрыл конкурсную программу «NEBOLSHOY ТЕАТР». ТЮЗовцы показали на своей сцене новый спектакль «Человеко-образные». Спектакль показал, что авторы Серебряного века, которых в нашей стране заново открыли относительно недавно, тоже не устарели: девять историй по произведениям Тэффи, Аверченко и Бухова звучат необыкновенно современно и актуально и в наши дни.
В день закрытия фестиваля приятным бонусом для гостей и участников «Лицедея» стал премьерный мюзикл «Герда» по сказке Андерсена «Снежная королева», представленный на Малой сцене без пяти минут профессионалами сцены, студентами актерского отделения факультета культуры и искусства Ульяновского госуниверситета.
Шесть театров, шесть спектаклей. И каждый – открытие. Спасибо, фестиваль! Виват, «Лицедей»!