Полку молодых докторов наук в УлГУ прибыло. В 28 лет успешно защитил диссертацию на соискание степени доктора физико- математических наук доцент кафедры теоретической физики Ренат СИБАТОВ.
На тему секрета успеха в науке “Вестник” пообщался с виновником события и его научным руководителем, заведующим кафедрой, профессором Владимиром УЧАЙКИНЫМ.

– 28 лет – это тот самый возраст, когда я стал кандидатом наук, – рассуждает Владимир Васильевич. – Я тогда работал в Томске, окончив Томский политехнический институт, а диссертацию приехал защищать сюда, на НИИАР, в Мелекесс. Через полгода в Томске стал заведовать кафедрой теоретической экспериментальной физики крупнейшего вуза Сибири. Докторскую я защитил в 48 лет, мой первый докторант – А.А. Лагутин – в 43 года, а вот Ренат – в 28 лет. Молодец, что тут скажешь!

– Ренат, как рано вы поняли, что вас интересует физика?

Р.С.: Переломный момент в определении профессии наступил после окончания девятого класса. Не хотелось оставаться в школе, и я поступил в фармацевтический колледж. Но быстро понял, что это не мое, и вернулся в десятый класс. Я думаю, что мне очень везло по жизни с учителями. В определении пути важную роль сыграли мои педагоги средней школы № 11 и прежде всего классный руководитель Татьяна Ивановна Мельникова. Из предметов нравились математика, французский язык, физика. У нас не было физико-математического спецкласса, я учился в социально-гуманитарном. Казалось бы, все против того, чтобы я увлекся точными науками. Но я поступил в заочную физико-техническую школу МФТИ. Мне присылали задания, и я самостоятельно их решал. Тогда и понял, что физика – мое. Прошел по конкурсу и в “политех”, и в УлГУ. Выбрал госуниверситет, как теперь понимаю, это был судьбоносный выбор. Не сразу втянулся в учебу. Но первую сессию сдал очень успешно, и это вошло в привычку.

В.У.: В 2002 году у меня вышел задачник “Основы механики”, рекомендованный Министерством образования для высших учебных заведений. В нем около 600 задач. На втором курсе Ренат перерешал их все!

– Как судьба свела вас в качестве учителя и ученика?

В.У.: Это достаточно веселая история, которая стала своеобразной легендой кафедры. Я принимал экзамен по теории вероятности. Он состоит из двух частей: письменной и устной. Как опытный преподаватель, знаю, что если листочек очень аккуратный и без помарок, студент либо списал, либо подложил домашнюю заготовку. И вот вижу перед собой именно такую работу, подписанную Сибатовым. Вызываю. Прошу ответить на вопрос, не заглядывая в листок. Отвечает блестяще. Спрашиваю: “Как вы могли так чисто написать?” Отвечает: “Я всегда так пишу”. Когда я попросил дать тетрадь с конспектами и заглянул в нее, увидел, что она вся исписана каллиграфическим почерком без единой помарки.

Р.С.: Как раз после этого Владимир Васильевич предложил сложную задачу, я с ней справился. Она была посвящена случайным блужданиям. В дальнейшем эти модели и приемы удалось описать с точки зрения новой математики, и они легли в основу кандидатской, а расширение области применений – в основу докторской.

В.У.: Теперь его знают, с ним переписываются, его работы цитируются.

– Владимир Васильевич, у вас было много учеников, но никому не удалось так быстро выйти на защиту докторской. В чем секрет успеха Рената помимо таланта?

В.У.: Мне повезло с этим учеником. Вспоминаются строки Андрея Вознесенского:

Ни славы и ни коровы,

Ни тяжкой короны земной –

Пошли мне, Господь, второго,

Чтоб вытянул петь со мной.

Прошу не любви ворованной,

Не милости на денек –

Пошли мне, Господь, второго,

Чтоб не был так одинок…

Чтоб было с кем пасоваться,

Аукаться через степь,

Для сердца – не для оваций, –

Чтоб на два голоса спеть…

У многих к чисто научному интересу примешиваются меркантильные. Докторская воспринимается как некий символ успеха, допуск к определенным благам. У Рената этого нет. И при этом в нем присутствует хорошая упертость в достижении цели. Ученый должен понимать – если сегодня я этого не сделаю, завтра это сделают во Франции или Италии.

– Что для вас, Ренат, было движущей силой в работе?

Р.С.: Все сыграло свою роль: и соперничество, и спортивный азарт, но главное – преданность науке. Со временем понимаешь, что ничего так не любишь, как физику. Еще важны терпение и поддержка близких. Благодарен родителям, брату и своей девушке Виктории за понимание. И еще судьбе, которая свела с моим научным наставником Владимиром Васильевичем.

– Какую планку вы себе ставили и ставите сейчас? И в дальнейшем видите себя в университете, на кафедре?

Р.С.: Хотелось бы, конечно, поработать в разных научных центрах. Докторская степень для меня – это определенная ступень, которая дает свободу – в выборе тематики, места деятельности. Раньше не мог отойти от русла темы, теперь могу. Так что я пока на перепутье. Впереди много интересного.

В.У.: Я и сам занимался самыми разными темами и не боялся новых направлений, это естественное состояние ученого. Не желаю Ренату, чтобы он до седин просидел на одном месте. Человек должен почувствовать себя гражданином мира. Кстати, недавно президент награждал лучших ученых, среди них был и самый молодой доктор наук России. Он защитился в 26 лет. Как видите, недалеко ушел от Рената.

Ольга НИКОЛАЕВА