Страсти вокруг статьи в газете «Коммерсантъ» о послевыборной ситуации в Сенгилеевском районе продолжают кипеть.

К спору власти и журналиста «Коммерсанта» присоединилась, так сказать, галерка, то есть интернетовская блогосфера. Примерно половина комментариев заведомо предсказуемая, в том смысле, что если журналист не прав, то, дескать, и пусть отвечает по закону.

Дело, однако, в том, что в этом споре в принципе нет оснований для его перевода в юридическое русло. Газета привела слова нескольких депутатов Сенгилеевского районного совета из фракции КПРФ о том, что глава района Николай Емельянов пообещал якобы финансовые проблемы населенным пунктам, давшим на выборах 4 марта мало голосов за Владимира Путина. И это все, больше в статье никакой «крамолы» не было, и непонятно, почему власть так возбудилась, начав грозить изданию прокуратурой и судами.

При том, что в статье нет предмета ни для гражданского процесса, ни для уголовного.

Для этого материал должен быть не просто, скажем, недостоверным, но еще и порочащим. То есть «Коммерсантъ» должен был бы, например, сообщить, что глава района пригрозил главам поселений избиением в темных сельских переулках.

До синяков и серьезных травм, а некоторых, где Путин набрал меньше всего, и до смерти. В этом случае в угрозе были бы признаки уголовного преступления, и тогда статья была бы недостоверной и одновременно порочащей Емельянова, что давало бы ему право требовать с «Коммерсанта» компенсацию морального вреда.

А если бы было то же самое и при этом публикация была бы заведомо ложной, с умыслом Емельянова опорочить, тогда и до рассмотрения в рамках статьи 129 Уголовного кодекса («Клевета») могло бы дойти. Но слова о возможных проблемах с финансированием квалифицировать как уголовно наказуемую угрозу при всем чьем бы то ни было желании невозможно, и блоггеры беснуются зря. Впрочем, они могут делать это и за чьи-то деньги. Комментировать в интернете за плату давно стало, говорят, бизнесом, причем весьма прибыльным.

Но еще Владимир Маяковский сказал, что если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно. В чьих-то интересах кипит ведь и буря в стакане воды вокруг статьи о Сенгилее. Вопрос – в чьих? Как заметил один из областных руководителей, если будет доказано, что из двух спорящих сторон (Емельянова и «Коммерсанта») одна не права, она должна понести наказание по закону. Совершенно очевидно, что это не «Коммерсантъ», да даже и ошибись он в чем-то, наивно думать, что помощник губернатора Виктор Корнев инициировал всю эту пургу с целью «Коммерсантъ» помять.

В таком случае, может, все проще? Интерес, может быть, в Емельянове? К примеру, область ищет повод Николая Алексеевича, который сидит в Сенгилее чуть ли не со дня основания города, убрать. Ротация там и все такое, а официальных причин для снятия нет. Вот и придумали насчет наказания, которое должна понести «неправая сторона». Если же и не это, то уволить должны, я считаю, Корнева. За паникерство и никому не нужную смуту.

Василий Мельник