2 апреля актеры и публика аплодисментами – по стародавней артистической традиции – проводили в поздний путь выдающегося театрального мастера.
Зря говорят, будто незаменимых людей нет. С уходом Копылова стало понятно, что завершилась значительная эпоха в истории Ульяновского областного драматического театра имени И.А. Гончарова.
Режиссер-интеллектуал, он, опираясь на лучшие традиции классического театрального искусства с его высокой драматургией и философским осмыслением жизни, ставил спектакли сложные, мастерски отточенные, наполненные страстным поиском истины, жестким столкновением Добра и Зла с неоднозначностью исхода этого противостояния. Именно благодаря Юрию Семеновичу УОДТ смог позиционировать себя как «непровинциальный театр в провинции».
У Копылова, художественного руководителя и режиссера этого театра с 1987 по 2010 годы, было много регалий и наград: народный артист России, лауреат Государственной премии в области театрального искусства, лауреат Международной премии имени Станиславского… Сам же маэстро считал себя сказочникам, который любит рассказывать сказки из жизни с психологическими загадками для зрителей, с намеками и с уроками.
Он появился в Ульяновске после хорошей жизненной и театральной школы. За плечами были Свердловское театральное училище, Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Работал режиссером в Красноярском ТЮЗе, Саратовском академическом театре имени К. Маркса, Владимирском драмтеатре. Основал ТЮЗ в Орле и руководил им. В Ульяновский драмтеатр 45-летний Копылов пришел уже со своей режиссерской концепцией и осознанием своей миссии строителя театра и воспитателя зрительских душ.
Как режиссера его интересовал человек с его страстями, ошибками, падениями и возвышениями, поисками себя и смысла жизни. Пьесы любимого Шекспира отвечали этим исканиям. Есть внутренняя логика в том, что они прошли через все творчество Юрия Семеновича, начиная с самого первого спектакля в Ульяновске «Ричард II» и заканчивая «Королем Лиром», когда мастер подводил собственные итоги человека, всегда щедро раздаривавшего себя и свой талант. А в середине пути был «Гамлет» с его мучительным выбором: быть или не быть… Эти его работы на сцене звучали мощно, гениально, трагически, так, что у зрителей перехватывало дыхание.
Копылов не боялся нехоженых путей в искусстве. Нужна была смелость, чтобы поставить спектакль по большому роману Гончарова «Обрыв». И он показал нам, не отступая от духа подлинника, и этот нравственный провал, на краю которого оказались и Россия, и все мы, когда «все позволено»; и эту яростную борьбу противоположностей: нового и старого, души и тела…
Если «Обрыв» иногда, в разное время, все же шел в российских театрах, то «Дьявол и Господь Бог» Сартра стал настоящей творческой дерзостью со стороны режиссера. До него никто в России не решался браться за эту сложнейшую пьесу. События средневековой Германии, смешавшиеся в безумный коктейль из крови, смерти, насилия, предательства и душераздирающего одиночества человека среди себе подобных, тенью ложились и на нашу почву. Копылов, справившись с труднейшим драматургическим материалом, мастерски выстроил парадокс, когда понятия Добра и Зла перепутались, и каждое вмещало в себя свою противоположность. И оставался тревожный вопрос: в чью пользу сделает свой выбор человек?..
Режиссер не раз подчеркивал, что ставить свои философские спектакли он не смог бы без костяка из лучших актеров. Один за другим они уходили: кто-то – в Москву, кто-то из жизни. И вот теперь настала его очередь…
А что осталось? Память и эмоции зрителей, ученики, которые подхватили знамя, имя в истории театрального искусства, сам театр, который, как он верил, «все-таки вертится». А еще – сын. Максим Копылов, талантливый молодой актер, который учится сейчас на режиссера. Это соломинка, надежда, будущее…