Жизнь и творчество симбирянина Алексея Владимировича Абуткова изучает профессор-музыковед из Аргентины Диего Боскет. Интерес к нашему земляку объясняется просто: 22 года жизни Абутков провел в эмиграции, в далекой деревушке провинции Мендоса, что в Аргентине. Вдали от центров культуры и искусства он создал консерваторию и пытался организовать поселение толстовского типа.

Поиск какой-либо информации об Абуткове превратился для Боскета в настоящее расследование. Около шести лет назад Диего позвонили из музея Мендосы и предложили изучить партитуры неизвестного композитора. Музыковед признался, что раньше не слышал об Алехо Абуткове, как тот называл себя в Аргентине. Поиск информации о нем в интернете не дал результатов. Тогда профессор отправился в городок Карменсо, где в сохранившемся доме Абуткова были обнаружены ноты.

Из разговоров с местными жителями начала вырисовываться запутанная, полная противоречий и недомолвок история жизни. «Дважды молчащим» называет Диего Боскет героя своего исследования из-за его скрытности. Алексей Абутков – потомок старинного дворянского рода. Житель села Чеботаевка Константин Новичков выяснил, что предки Абуткова по материнской линии жили в селе Чеботаевка Буинского уезда (ныне Сурского района в Татарстане) с 1667 года. Родился Алексей в конце 1874 или в начале 1875 года, крещен 28 февраля 1875 года. Он – выпускник Симбирской классической мужской гимназии.

Своим соседям в Карменсо Абутков рассказывал, что учился в Московском университете, где получил диплом агронома и специалиста в области естественных наук. В Санкт-Петербурге обнаружились документы, согласно которым он – юрист. В 1907 году Абутков получил диплом свободного художника Санкт-Петербургской консерватории, где был учеником таких знаменитых композиторов и педагогов, как Николай Римский-Корсаков, Александр Глазунов, Анатолий Лядов. Композиции Абутков учился в классе Николая Соловьева. Возможно, дипломной работой Абуткова была кантата «Рай и Пери», датированная 1907 годом и сохранившаяся по сей день.

После краткого обучения в Германии с 1907 по 1913 год он преподавал в Императорской хоровой капелле СанктПетербурга. В эти годы создал ряд хоровых произведений, опубликовал «Руководство по изучению контрапункта канона и фуги».

В Симбирск Абутков вернулся в 1915 (по другим источникам – в 1917) году, был регентом церковных хоров.

В 1918 году открыл в городе народную консерваторию, просуществовавшую до 1921 года. Ульяновский музыковед Ирина Каторгина рассказала, что воспитанники Абуткова давали концерты повсюду, даже в парках. Композитор сделал переложения для хора многих революционных песен, в том числе «Марсельезы». С 12 по 15 сентября 1919 года Абутков был арестован в связи с «антисоветской деятельностью» из-за дружбы со Львом Николаевичем Толстым в первое десятилетие XX века и из-за брата Николая, белогвардейского генерала. По сведениям московского музыковеда Галины Малининой, секретарь и душеприказчик Толстого, доктор Владимир Чертков, помог Абуткову бежать из тюрьмы и пересечь границу. До 1996 года он числился среди жертв репрессий и только был реабилитирован российской властью, узнавшей о судьбе земляка благодаря исследовательской деятельности Боскета. Абутков был женат на Наталье Рыковой, но овдовел еще до эмиграции. Имел сына.

В июле 1922 года Абутков вступил в «Ассоциацию болгарских преподавателей музыки» в Варне. Затем переехал во Францию и с театральной труппой переплыл Атлантический океан. На первых порах он жил в Буэнос-Айресе, вступил в «Ассоциацию оркестровых педагогов» и получил возможность преподавать в разных консерваториях города, работал с частными учениками, с русской оперной и балетной труппами гастролировал в Уругвае и Чили, играл в ресторанах.

В сентябре 1924 года Абутков переехал в провинцию Мендоса, купил участок земли, построил дом, оборудовал пасеку и пытался создать толстовское поселение, но это ему не удалось: кроме него в поселении Карменсо жили всего одна семья и двое холостых крестьян. В 1925-1926 годах он публиковал статьи в анархических изданиях Буэнос-Айреса, где проповедовал толстовские идеалы. В 1928 году открыл в городе Хенераль Альвеар консерваторию «Шуберт» по образцу европейских. После ее включения в Музыкальный институт Санта-Сесилия в Буэнос-Айресе выпускники могли получать официальные дипломы.

Единственный преподаватель консерватории Абутков давал уроки по предметам музыкально-теоретического курса, учил пению, игре на фортепиано, скрипке, виолончели, банданеоне, тромбоне, гитаре… Уже здесь он написал на испанском языке «Руководство по гармонии».

Консерватория существовала до самой смерти Абуткова. Через нее прошли почти 200 учеников. По инициативе Абуткова отмечался День музыки: ежегодно проводились концерты его учеников. До последнего времени ульяновским краеведам, интересующимся музыкальной жизнью Симбирска, было известно только примерно о 30 романсах Абуткова на стихи русских поэтов. Боскет сообщил, что Абутков – автор более чем 400 произведений в жанрах симфонической, хоровой, камерноинструментальной музыки.

– Абутков не был новатором в музыке, – рассказал профессор. – Его сочинения, особенно написанные в России, – это музыкальный романтизм и постромантизм, по стилю более близкий к музыке XIX века, а не ХХ, особенно если сравнивать с музыкальной ситуацией в Аргентине. Поздние сочинения Абуткова гораздо проще ранних.

Думаю, это было связано с тем, что исполнителями и слушателями были простые деревенские люди.

Боскет как руководитель трех хоров и авторитетный профессор смог провести в Аргентине серию концертов, на которых звучала музыка Абуткова. Записи с концертов он привез с собой в Ульяновск. К сожалению, ни одно письмо Боскета в российские организации различного уровня не привело к выступлению аргентинских музыкантов в России. Хотя Аргентина готова взять на себя транспортные расходы, лишь бы россияне услышали музыку своего забытого земляка.

Скончался Алехо Абутков 25 августа 1945 года. Его личные вещи, музыкальные рукописи и документы хранятся в муниципальном музее города Хенераль Альвеар. Профессору Боскету в России пообещали, что могила Абуткова будет включена в список программы по поддержанию могил русских эмигрантов.

Анна Школьная