Краевед предлагает называть ульяновские заведения «местными» именами.
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии УлГУ Сергей Петров, известный ульяновский краевед, откликнулся на заметку «Вам здесь не Палермо», опубликованную в субботнем номере «СК». В ней наша читательница, филолог и школьный учитель, выразила недоумение по поводу пристрастия ульяновского бизнеса к иностранным названиям открываемых ими заведений. Причем зачастую к названиям, пишущимся по-русски с явными ошибками.

Сергей Борисович рассказывает, что также давно недоумевает по поводу особой любви ульяновского бизнеса к зарубежным именам. Между тем, отмечает он, симбирская-ульяновская земля может предложить немало интересных, оригинальных и запоминающихся названий для самых разных заведений.

«К примеру, начнем с географии. На территории Ульяновской области встречается немало названий, которые могут быть использованы при наименовании различных заведений. Ресторан можно назвать «Красный яр», а если его хозяева поддерживают белогвардейцев, то и «Белый». Овощную лавку можно назвать «Зеленец». Такой населенный пункт у нас есть в Тереньгульском районе», – рассуждает краевед.

На самом деле, уточняет Сергей Петров, у него уже готов целый пакет предложений по коренным симбирским-ульяновским названиям. Кроме географии, идеи для названий краеведу подсказали фольклор и история региона. Так, тема Волги и местного фольклора может подарить немало идей.

Ведь ту же знаменитую песню «Из-за острова на стрежень» написал уроженец Симбирска поэт Дмитрий Садовников. А кафе «Стрежень» в городе нет, да и существующая чайхана почему-то название «Персидская княжна» проигнорировала.

Не используются также бурлацкая, палеонтологическая и многие другие темы.

Взгляд в историю вообще может дать множество идей. К примеру, в столице есть театр «У Покровских ворот». Но ведь и в Симбирске были соответствующие строения, а ничего под названием «У Спасских ворот» или других пока не существует.

Что уж говорить про литературные названия! «Облом», «Аленький цветочек», «Седьмая буква» в напоминание про «Ё» могут стать фирменными знаками для региона. Стоит вспомнить и про «Капитанскую дочку», события которой происходят и в нашем краю, и про связи с регионом Алексея Толстого, и про многих других литераторов и их героев.

Пока же, сетует краевед, ульяновские названия в городе можно увидеть крайне редко.

На ум приходят лишь «Дворцовый ряд», «Пушкаревское кольцо» и магазинчик «Кузовок», хозяин которого был родом из Кузоватово. А вот иностранных названий становится все больше с каждым днем. «Люди свою культуру в упор не видят и замечать не хотят. И, несмотря ни на какие культурные столицы, почему-то на это никто не обращает внимания, – говорит Петров. – А бизнес, выбирающий иностранные названия, складывается ощущение, торгует чужим товаром и презирает Россию и нашу историю. Пройдешь по улице Гончарова, почитаешь названия, и возникают опасения, что и вправду из Ульяновска сделают Манхеттен – серый город, без парков и скверов, застроенный многоэтажками».

Краевед же мечтает о другом – о туристическом комплексе под родным названием «Обломовка». Ну а пока предлагает бизнесу начинать с собственных названий. Всем руководителям заведений, желающим взять родное симбирское имя, Сергей Борисович готов бесплатно предоставить целый набор предложений.

Лидия Пехтерева