Юрий КОРАБЛЁВ
В начале марта городские власти решились на достаточно необычный, редкий по нашим временам шаг. Профессор Исаак Павлович Гринберг был назначен советником Главы Ульяновска на общественных началах по вопросам развития предпринимательства.
Прошел уже месяц. Этого времени достаточно для того, чтобы новый советник успел осмотреться и оценить возможно ли достичь каких-либо положительных результатов в поддержке предпринимателей, наметить первые шаги в этом направлении.
Когда мы встретились с Исааком Павловичем, я настойчиво пытался получить ответ советника на мой вопрос о том, зачем ему, ученому, известному в Ульяновске предпринимателю и общественному деятелю нужна эта общественная должность?
– Я в бизнесе с 1 июня 1991 года, – рассказывает Исаак Гринберг. – То есть уже более 20-ти лет. Я достаточно хорошо знаю, что такое предпринимательство, меня не провести. Зачем мне все-таки это нужно? Вы знаете, с личными просьбами я никогда и никуда не обращался. Если я подал заявку законным порядком, а ее отказались удовлетворить, то все вопросы должно и можно решать в суде.
Я был членом Общественной палаты. Мы вшестером вышли из палаты, когда увидели, что эта структура практически ничего общего с созданием гражданского общества не имеет. А я не могу себе позволить быть быть для кого-то ширмой.
Стать советником мне публично предложили губернатор Сергей Иванович Морозов и Глава Ульяновска Марина Павловна Беспалова. Я тогда публично отказался. Потом начались телефонные звонки от знакомых предпринимателей в поддержку предложения губернатора и Главы города. Я подумал: а вдруг действительно удастся чем-то помочь ульяновским предпринимателям. После того как во второй раз мне предложили заняться решением проблем ульяновских предпринимателей, я дал свое согласие.
– У вас есть штат, кабинет, транспорт и т.д.?
– Нет, я все делаю на общественных началах, то есть бесплатно.
Мне кажется, что наши власти начали понимать, что гражданское общество не может быть создано сверху. А это уже немалого стоит. У меня 5 детей, есть внуки. Я имею возможность уехать из России хоть завтра. Но я никуда не уеду. Я люблю свою Родину и мне небезразлично в какой стране будут жить мои внуки и дети. Поэтому помогаю по мере сил.
– Месяц в таком сложном, сильно запутанном процессе как предпринимательство — срок небольшой. Вам уже удалось что-то сделать?
– На всех уровнях власти сейчас много говорится о необходимости финансовой поддержки предпринимателей.
В итоге объявляют, что выделили, например, ульяновским предпринимателям 5 млн. рублей. Это много или мало? Приблизительно 20 человек получат по 250 тыс. рублей. То есть практически ничего для развития бизнеса. Если учесть, что в Ульяновске порядка 30 тыс. предпринимателей, то это еще одна возможность для усиления коррупции, поскольку этими деньгами могут наделить своих людей. Я никого за руку не ловил, но и не исключаю такой возможности. Получается показуха.
На мой взгляд, сейчас главная помощь, в которой действительно нуждаются предприниматели, это помощь в преодолении административных барьеров. Например, согласно 159 ФЗ, сейчас предприниматели имеют преимущество при приватизации тех помещений и объектов, которые они арендуют. В законе есть норма времени, в течение которого должна быть оформлена аренда. Максимум нужно месяц. У нас сейчас могут уходить годы. Я запросил административные регламенты всех городских ведомств, имеющих отношение к предпринимательству. Не получил и 10-ой части от запрошенного. Но и то что увидел, впечатляет. Сроков рассмотрения документов либо нет, либо они растянуты до бесконечности. Это одна из причин, по которой чиновники до бесконечности могут затягивать любой процесс. Кое в чем удалось навести порядок. Многие предприниматели сейчас даже не верят, что такое возможно, что документы, на оформление которых уходили годы, сейчас начинают оформлять сами чиновники. Это и есть, пусть пока небольшой, практически первый, но реальный шаг на пути поддержки ульяновских предпринимателей.