Все выше и выше
Тяга молодых россиян к «вышке» прогрессирует: за восемь лет количество молодежи с высшим образованием в стране выросло на 83%, а со средним и начальным профобразованием, напротив, снизилось – на 2,9 и 54 % соответственно. Такие результаты показала всероссийская перепись населения 2010 года в сравнении с результатами переписи года 2002-го.
– Лучшие продавцы сотовых телефонов – филологи, – сказала с горькой иронией о своих студентах преподаватель одного из ульяновских вузов.
Можно было бы продолжить: без пяти минут культуролог параллельно заканчивает курсы парикмахеров и планирует работать в салоне красоты; на вакансию в пресс-службе только за один день заявились три выпускника юрфака; дипломированный дизайнер раскручивает магазинчик бытовой химии (этот бизнес – подарок родителей к окончанию университета)… Все это реальные примеры из жизни, и перечислять их можно бесконечно. За ними – время и деньги (личные и государственные), потраченные с сомнительным эффектом.
По информации Департамента занятости Ульяновской области, в прошлом году ряды зарегистрированных безработных пополнили 1409 выпускников. 94 из них сразу прошли курсы переподготовки в службе занятости.
В рейтинге невостребованных рынком труда специальностей традиционно лидируют «бухгалтерский учет, анализ и аудит», «менеджмент», «финансы и кредит», «экономика», «юриспруденция». Они же – в числе самых востребованных у абитуриентов.
Вузы, вынужденные в новых экономических условиях не только «образовывать», но и зарабатывать, с готовностью откликаются на «запрос» общества. Так, в Ульяновском педагогическом университете уже давно начали готовить юристов, и конкурс для поступающих на эту специальность на протяжении многих лет бил все рекорды.
Абитуриентами УлГТУ особенно востребован экономико-математический факультет (направления «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Торговое дело», «Прикладная математика», «Управление качеством»). Далее следуют строительный факультет и факультет информационных систем и технологий.
– Такие специальности, как «экономист», «юрист», востребованы у абитуриентов, потому что позволяют гибко выстраивать стратегию трудоустройства и рассматривать перспективы не только с точки зрения местного рынка труда, – говорит заместитель директора НИЦ «Регион» и специалист отдела маркетинговых и социологических исследований УлГУ Евгения Лукьянова.
Вряд ли можно говорить о самостоятельном выборе будущей профессии выпускниками школ. Решение принимают не только они, но и их родители, которые предпочитают просчитывать действия на долгосрочную перспективу и исходить из того, какие специальности могут быть востребованы в жизни вообще. Далеко не все могут объективно оценивать ситуацию на рынке труда, нередко родители исходят из аргументов: «семье нужен врач» или «семье пригодится юрист».
С учетом сложившейся ситуации сегодня все чаще говорят о необходимости возрождать систему профориентации, причем начиная даже не со школы, а с детского сада. Директор 33-й ульяновской гимназии Николай Прокофьев убежден, что системно работать в этом направлении можно только после того, как ребенок сформируется. В гимназии профобучение начинается с 10-го класса по гуманитарному, информационно-технологическому, социально-экономическому и естественному направлениям. 100% выпускников гимназии традиционно делают выбор в пользу высшего образования.
Время «собирать камни»
По данным из открытых источников, в советское время 20% в структуре профессионального образования приходилось на гуманитарное образование, соответственно, 80% – на техническое. В условиях современной России ситуация изменилась с точностью до наоборот.
Экономика страны, свернувшая в пору 90-х в сторону торговли и сферы услуг, растеряла кадры. Сегодня, когда власть декларирует возрождение производства, средний возраст квалифицированных рабочих на российских предприятиях хорошо перевалил за 40 лет. Инженерно-технического персонала – за 30.
За светлыми головами выпускников с техническими специальностями в дипломе началась буквально охота. Потому что «светлые» – в дефиците, и это еще одна системная проблема.
– Уровень абитуриентов, поступающих на технические специальности, низкий, крайне низкий, – говорит президент УлГУ Юрий Полянсков. – С введением ЕГЭ появилась возможность поступать в вуз даже с неудовлетворительными оценками, которые заменены баллами. На технические специальности нет конкурса. Это недопустимо, когда говорим о возрождении производства.
Сложившийся дефицит кадров сулит квалифицированным техническим специалистам рост зарплат. А поскольку современная молодежь ради достойного предложения и хороших перспектив готова мигрировать, в некоторых регионах кадровый голод будет только усиливаться, что создает неблагоприятный прогноз для их развития, отмечают эксперты. Интерес ульяновской молодежи к чужим пенатам известен, причем речь не только о Москве и Петербурге. Наши специалисты хорошо устраиваются в крупных городах из ближнего окружения – Самаре, Казани, Нижнем Новгороде. С 2005 по 2009 год из Ульяновской области в другие регионы уехало 4813 выпускников (к сожалению, более свежие данные по миграции ульяновских выпускников региональное Минобразования для подготовки статьи не предоставило).
Ситуация изменится очень быстро, если предприятия в нашем регионе начнут работать, считает президент УлГУ:
– Вот пример крупнейшего в стране авиастроительного предприятия «Авиастар-СП». Сегодня появился ряд подписанных на всех уровнях документов о начале серийного производства нескольких моделей машин. Надеюсь, если ничего не произойдет, планы будут реализовываться, зарплата повысится. И если молодых специалистов пригласят, они останутся работать в своей области.
Кто на новенького
– Рынок труда для выпускников ульяновских вузов не просто узок, он ограничен крупными предприятиями, эта тенденция сохраняется с начала двухтысячных годов, – отмечает Евгения Лукьянова. – Крупные предприятия – это две трети работодателей в регионе, и судьба молодых специалистов зависит от состояния их дел. Если у них спад, то молодежь должна искать работу за пределами региона. Малый и средний бизнес – это не тот рынок труда, который может предложить выпускникам много рабочих мест. Там меньше текучесть кадров, жестче требования к соискателям. Если на больших предприятиях выпускников набирают в помощники к опытным специалистам, то у МСБ нет такой возможности. Они ищут готовых работников, которых не надо обучать.
– Практика бизнеса показывает, что в настоящее время в России все труднее находить «готовых» специалистов, для некоторых регионов можно прогнозировать только ухудшение этой ситуации, – говорит начальник отдела развития персонала департамента персонала ОАО «УАЗ» Александр Жегалов. – Проблемы в обеспечении кадрами вызваны несоответствием структуры образования структуре потребности предприятий в персонале. По многим рабочим профессиям, в которых сегодня нуждается производство, в современных образовательных учреждениях обучение не ведется в принципе, и это большая проблема. Недостаточно адаптированы под современные требования производства учебные программы. К примеру, наряду с обучением в области качества хотелось бы видеть в программах образовательных учреждений обучение принципам бережливого производства.
Начальник отдела разработки и поддержки приложений департамента информационных технологий ОАО «УАЗ» Николай Волков считает, что молодые специалисты в области IT хорошо знают общие вопросы, основы своей профессии, но обладают минимальным знанием прикладных программ, и обучать их приходится на месте.
Специалист по персоналу департамента по проектированию автомобилей Татьяна Барабанова, обобщив отзывы руководителей своего подразделения, заключила, что подготовку специалистов, поступающих на предприятие, в целом можно назвать удовлетворяющей требования производства. Но это результат внимательного подбора студентов как для прохождения практики, так и для трудоустройства, а кроме того – присутствия руководителей подразделений ОАО «УАЗ» на госэкзаменах.
Под работодателя
Апеллируя к исследованию «Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников УлГУ в 2009 году» (в мае будет опубликована аналогичная работа отдела маркетинговых и социологических исследований УлГУ по итогам 2011 года), Евгения Лукьянова отмечает противоречия вузов и предприятий в требованиях к выпускникам. Если работодатель хочет видеть в молодом специалисте, прежде всего, исполнительного, дисциплинированного и ответственного работника, то вузы в связи с новыми веяниями делают акцент на творчество, инициативу, коммуникабельность.
Работодатели отдают предпочтение традиционной очной форме обучения, и им важно, сколько часов в программе отводится профильным с их точки зрения предметам. А на рынке образовательных услуг активно развиваются дистанционная, вечерне-заочная формы обучения. Эта тенденция характерна не только для Ульяновска, но и для России в целом.
Более 50% выпускников российских высших и средних профессиональных учебных заведений не востребованы работодателями из-за недостаточного уровня подготовки, сообщает рейтинговое агентство «Эксперт РА». Эксперты агентства считают, что выход из сложившейся ситуации можно найти в создании и внедрении в образовательные учреждения профессиональных стандартов. А по сути – инструкций, которые описывали бы, чему конкретно должен быть обучен сотрудник, какими навыками и способностями должен он обладать, чтобы соответствовать конкретной профессии.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования Ульяновской области перешли на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения, сообщает региональное министерство образования. Предполагается, что они позволят скорректировать учебный процесс и программы под работодателя, планировать производственную практику с учетом его интересов.
В числе проблем такого взаимодействия Минобразования называет следующие: большинство промышленных предприятий планируют потребности в кадрах на срок до одного года либо не планируют совсем, не всегда предприятия оплачивают производственную практику студентов, как следствие – выпускники не стремятся трудоустраиваться на такие предприятия.
Эксперты рынка труда отмечают, что баланс интереса образовательных учреждений всех уровней, их выпускников и предприятий во многом зависит от готовности всех звеньев цепочки не только декларировать взаимодействие, но и реально его осуществлять, причем на всех уровнях кадрового менеджмента.
– Университеты достаточно мобильно реагируют на запросы общества, – говорит Юрий Полянсков. – Могу сказать по своей кафедре математического моделирования технических систем: учитывая сотрудничество и запросы авиастроительной отрасли и программу подготовки кадров, в том числе для ЗАО «Авиастар-СП», мы в этом году открыли две новые специальности: «Автоматизированное управление жизненным циклом продукции» и «Авиастроение» (профиль «Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах»). Ведется подготовка к открытию специальности, связанной с композитными материалами.
Чего сегодня не хватает? Государственной политики – начинать необходимо с подъема промышленности (приборостроения, авиастроения, автомобилестроения, высокотехнологичных производств). Если предприятия начнут реально работать, будет хорошая зарплата – молодежь быстро переориентируется. Все остальное пока – просто слова.
Об учителях и врачах
По информации управления образования администрации города Ульяновска,средний возраст педагогического состава школ Ульяновска – 45 лет. Учителей в возрасте до 35 лет – 20%, молодых специалистов (стаж работы до трех лет) – 7%, учителей пенсионного возраста – 21%.
Должностной оклад для молодых специалистов с высшим образованием – 5607,8 руб., со средним профессиональным – 5307,4 руб. Плюс выплаты компенсационного характера. В итоге средняя заработная плата молодых учителей по городу составляет 6561 рубль за ставку. По предварительным итогам, на новый учебный год (2012-2013) школами Ульяновска выставлено 108 вакансий.
По информации регионального министерства здравоохранения, в 2011 году в систему здравоохранения Ульяновской области поступили 132 молодых специалиста. Из них 103 – выпускники мединститута УлГУ, 15 – Самарского государственного медицинского института, 5 – Саратовского медуниверситета.
Потребность лечебно-профилактических учреждений Ульяновской области во врачебных кадрах в настоящее время составляет около 500 специалистов. Больше всего нужны терапевты, анестезиологи-реаниматологи, педиатры, неврологи, акушеры-гинекологи, рентгенологи.
На сайте Центра занятости населения Ульяновска выставлено 266 вакантных мест в системе городского здравоохранения, в графе «зарплата» в большинстве строчек – цифра немногим больше 6 тыс. рублей.
Татьяна Захарычева