Российский автомобильный рынок за два месяца 2012 года прибавил на 23% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Как прогнозируют эксперты, объемы продаж будут только расти. Этот тренд характерен и для Ульяновска.
Не тормози
361,3 тысячи – столько легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продано в России за первые два месяца 2012 года. Этот период – отражение тенденции всего 2011 года, когда наблюдалось беспрецедентное за последние несколько лет увеличение объемов продаж автомобилей.
Напомним, в прошлом году в нашей стране было продано 2 653 408 новых машин. Рост в сравнении с 2010 годом составил 39%! После 2009-2010 годов, когда Россия держалась на пятом месте в Европе, в 2011 году отечественный авторынок вышел на второе место на континенте.
Росту продаж, безусловно, способствовало развитие российской автомобильной промышленности: отрасль достигла в прошлом году рекордного показателя за всю свою историю: было выпущено 1,7 млн. единиц отечественных автомобилей.
Как рассказали «ДО» в ульяновской сети автосалонов и технических центров АВТОВЕК, «один из основных факторов, повлиявших на развитие автомобильного рынка России, – тенденция к улучшению качества жизни населения как в стране, так и в нашем регионе. Налицо желание населения совершать дорогие покупки, в том числе и автомобили. Причем ульяновский рынок, как и общероссийский в целом, продолжает «молодеть»: немаловажную роль сыграл эксперимент «Программы утилизации». Развивается система автокредитования: идет снижение процентных ставок, условия для покупателей становятся все более привлекательными, схемы продаж – проще и доступнее».
Открытие новых автоцентров – важный показатель динамичного развития ульяновских компаний, продающих и обслуживающих автомобили.
Так, в прошлом году в Ульяновске открылся новый дилерский центр ООО «Авторай-КИА», который недавно получил награду президента «Киа Моторс РУС» как лучший региональный дилерский центр.
– В декабре 2011 года наш дилерский центр LADA переехал в новое здание, полностью соответствующее новым стандартам АВТОВАЗа, – рассказывает руководитель отдела продаж ДЦ LADA ООО «АвтоРай» Станислав Черненко. – 2012 год мы встретили в новой обстановке: просторный шоу-рум, удобная клиентская зона, современный технический сервисный центр, большая парковочная зона для автомобилей клиентов и товарных машин.
Как рассказал директор по развитию, маркетингу и рекламе ООО «Техцентр Автомир-Сервис» Андрей Козин, 15 февраля состоялся технический запуск Дилерского центра BMW: «Впервые немецкий бренд представлен на ульяновской земле в полном объеме». Кроме того, компания «Техцентр Автомир-Сервис» в феврале открыла крытый Дилерский центр для автомобилей с пробегом. По мнению экспертов, потенциал роста у данного сегмента в Ульяновске – огромный.
В ближайших планах ООО «Авторай-Центр» – открытие нового автосалона Nissan, который соответствует международным стандартам японского автопроизводителя.
Иномарки рулят!
Среди брендов на автомобильном рынке России по-прежнему лидирует LADA, хотя продажи ее за два месяца 2012 года снизились на 13% по сравнению с тем же периодом предыдущего года.
Как ответили в компании АВТОВЕК, снижение продаж обусловлено сокращением производства устаревшего и наиболее дешевого семейства LADA 2107 и завершением программы утилизации, которая в прошлом году оказывала значительное влияние на весь автомобильный рынок.
Однако компании АВТОВЕК удалось сохранить положительную динамику в сегменте розничных продаж автомобилей и сопутствующих товаров. Так, коммерческие продажи LADA (без учета корпоративных) в январе выросли на 75% по сравнению с январем 2011 года. Это удалось благодаря проведению ряда мероприятий по улучшению качества продаж: своевременное обучение – инвестиции в персонал, повышение ответственности за проделанную работу на каждом участке.
По данным АЕБ, лидерами продаж в России также являются модели KIA, Chevrolet, Renault, Nissan, Volkswagen, Ford, Toyota, Skoda, Mitsubishi, ГАЗ, Daewoo, Opel, УАЗ. У всех автопроизводителей продажи за прошлый год выросли по сравнению с 2010 годом.
Так, продажи Nissan в России увеличились на 44% . По мнению исполнительного директора ульяновского дилерского центра Nissan ООО «Авторай-Центр» Константина Маслова, «рост обусловлен несколькими причинами. В частности, это выгодные ставки по фирменным кредитным программам. Так, по программе NissanFinance в январе текущего года ставка на ряд моделей достигала 2,9% годовых».
– Относительно продаж автомобилей марки KIA в Ульяновске мы можем отметить прирост по сравнению с январем 2011 года около 35%, – отмечает исполнительный директор дилерского центра «Авторай-КИА» Игорь Бурылин. – В целом же, по данным Ассоциации европейского бизнеса, марка KIA – лидер среди иностранных автомобильных брендов по итогам продаж на российском рынке сегодня.
Эксперты отмечают, что последние несколько лет в нашей стране растет спрос на автомобили премиум-сегмента и максимальные комплектации бюджетных марок. Этот тренд характерен и для Ульяновска. Как отметил директор по развитию, маркетингу и рекламе ООО «Техцентр Автомир-Сервис» Андрей Козин, в последнее время в компании премиальный и средний сегмент (HondaVolvo, BMW, LandRover) растет быстрее, нежели массовые бренды (Daewoo, Renault и Ford).
Впереди светла дорога?
Сегодня в России на четырех жителей приходится один автомобиль. Для сравнения: в Германии – одна машина на двух человек, а в автомобильной «столице» мира – США на тысячу жителей зарегистрировано 765 автомобилей. В Приволжье, по данным Аналитического центра компании «АльфаСтрахование», этот показатель составляет 222 автомобиля, а в Ульяновской области – 206 (пока наш регион в плане автомобилизации населения занимает 61 место по России).
Сегодня и в России, и в Ульяновской области пока еще довольно много подержанных автомобилей в возрасте более пяти лет. Так что, в принципе, для роста есть все предпосылки.
– Увеличение доходов населения и постоянно растущее количество предложений от автопроизводителей будет способствовать росту общих продаж автомобилей, – уверен Станислав Черненко. – Уже сейчас становится нормой наличие двух автомобилей в семье, современные автолюбители предпочитают как можно чаще менять автомобили на более новые и усовершенствованные модели, владельцы отечественных автомобилей пересаживаются на иномарки. Здесь самое главное – своевременно и качественно донести до потребителя преимущества компании, предлагаемые автомобильные бренды.
– Большие надежды мы связываем с выводом на рынок новых моделей. В марте стартовали продажи BMW 3 серии, RangeRoverEvoque и «мега-хита» RenaultDuster, – продолжает Андрей Козин.
– В феврале-марте стартовали продажи долгожданного KiaRioхэтчбек и автомобиля бизнес-класса – KiaOptima, которые уже успели успешно зарекомендовать себя на нашем рынке, – добавляет Игорь Бурылин. – Летом этого года планируется запустить продажи нового KiaCee`d, который, мы уверены, быстро завоюет ульяновский рынок.
В Дилерском центре LADA ООО «АвтоРай» отмечают, что дальнейшее развитие компании будет связано с запуском системы Traid-in (обмен старого автомобиля на новый), усилением отдела продаж, осуществлением целого ряда изменений для усовершенствования технологических процессов. А вот спрогнозировать тренд продаж отечественных автомобилей в данный момент непросто, многое зависит от успеха новойLadaLargus и увеличения заводом поставок LadaGranta.
Ведущие игроки ульяновского авторынка всерьез рассчитывают на увеличение объемов продаж. Так, ООО «Авторай-КИА» намерено стать модельным дилером KIA в России и достичь 20% доли рынка продаж иностранных автомобилей в Ульяновске (сейчас компании, по оценкам независимых экспертов, принадлежит 15,5%).
– Мы ставим перед собой план продаж, который позволит нам достичь 10% доли рынка от продаж иномарок в Ульяновске, – говорит Константин Маслов. – Немаловажно и то, что компания Nissan официально подтвердила намерение начать производство новой модели, разработанной специально для России. Almera будет производиться в России и присутствовать в массовом быстрорастущем сегменте бюджетных автомобилей. Проект по запуску NissanAlmera представляет собой часть масштабной производственной стратегии Nissan в России и подчеркивает тот факт, что компания работает на российском рынке с самыми серьезными и долгосрочными намерениями.
Многомиллионные инвестиции мировых автомобильных корпораций в российские сборочные производства, безусловно, будут способствовать делу автомобилизации россиян, в частности, жителей нашего региона.
Еще одним положительным фактором, который пойдет на пользу авторынку России, стало ее вступление в ВТО. Ни у кого не вызывает сомнений, что снижение таможенных пошлин в конечном итоге приведет к удешевлению автомобилей.
По прогнозам АЕБ, продажи авто в России в 2012 году должны составить 2,8 млн. автомобилей, Минэкономразвития называет цифру 2,6-2,8 млн. легковых авто. А уже через три-четыре года в России будут ежегодно продавать около 4 млн. автомобилей. Эксперты прогнозируют увеличение и покупательского спроса ульяновских автомобилистов, и активности автодилеров региона.
Вероника Градова