Мы живём на берегу великой европейской реки и не задумываемся о том, что когда-то она была самым оживлённым путём, по которому в современную Россию постепенно проникала цивилизация. Мы должны заново прочитать нашу историю, чтобы понять, откуда мы здесь взялись и кто мы такие. Вот зарисовка по древнейшей истории Великого Волжского пути, сыгравшего важнейшую роль в появлении Русского государства. Историки считают, что это имя происходит от индоевропейского слова, обозначающего воду. Эта основа известна в иранских языках, к которым относится язык скифов, кочевавших в Восточной Европе. Ираноязычными были и сарматы, которые пришли на смену скифам в римскую эпоху. Считается, что древнее название Волги до настоящего времени сохранилось в мордовском языке – Рав. Возможно, что и само название мордвы возникло из иранского языка. Это и не удивительно, если знать, что предки мордвы вышли в Среднее Поволжье в глубокой древности и во времена Дария I и Геродота расселялись вплоть до Самарской области (городецкая культура), вступая в соприкосновение с предками сарматов. Как предполагают историки, в скифские времена впервые стал активно использоваться торговый путь по Волге, который соединял Прибалтику и Каспийское море. Бесспорно, что предки мордвы и других финно-угорских народов играли в этой торговле важную роль. Установлено, в частности, что с Кавказа в Прибалтику везли стратегический металл – медь. Кроме того, учёные обнаружили на восточной стороне Каспия – на мысе Токмак – две каменные ладьи, схожие с теми, что в первом тысячелетии до нашей эры сооружались на берегах Балтики. Здесь, в районе Токмака, как полагают, был «поворот» с Великого Волжского пути на Великий шёлковый путь, уходивший вглубь Средней Азии. По территории нынешней Ульяновской области проходила граница сарматской степи, севернее которой расселялись финно-угорские народы. Мордву Геродот не называет, но к финно-уграм некоторые исследователи относят упоминаемых им йириков и фиссагетов, живших в лесной зоне. Часто фиссагетов отождествляют именно с городецкой культурой. Самое же любопытное заключается в том, что имя фиссагетов до сих пор носит немногочисленный севернорусский народ вепсов. Соседи называли вепсов более короткими именами – «весь», «вису», «васи». Именно этот корень – «фисса» – является первым в названии фиссагеты, тогда как второй корень – «геты» – известен в названии ряда других народов Скифии Геродота: тирегеты, массагеты и собственно геты. Это наблюдение говорит о том, что финно-угорские народы, населявшие тогда лесную зону России от Волги до Прибалтики, были хорошо известны грекам, преуспевшим в торговле. Правда сами греки вели эту торговлю по Днепру, обменивая у лесных охотников свои товары на бобровые шкурки, добывавшиеся в изобилии в нынешних центральных районах России. Вероятно, аналогичный обмен местные народы вели по Волге с государствами Средней Азии. «Дорожник» Иордана После гольтескифов (голядь русских летописей), открывающих список, названы «тиуды» (thiudos) ¬¬– это известная в русской летописи чудь, предки эстонцев и собирательное название финно-угорских народов. «Инаунки» (Inaunxis) – вероятно, географический ориентир обитания чуди в Прибалтике. Затем следуют «васинабронки» (Vasinabroncas), в которых справедливо видят уже известную нам «весь» (вепсы) где-то на «бронках» или на «абронках» – где-то на пространствах от Ладожского озера до Волги. Затем Иордан назвал «меренс» (Merens) и «морденс» (Mordens) – это меря, жившая, по русской летописи, в верховьях Волги, и мордва, жившая на Оке и Волге. Иордан называет далее «имнискар» (Imniscaris), что, скорее всего, не название народа, а географический указатель на территорию мери и мордвы. В этом слове легко угадывается марийское слово йошкар – «красный». Однако, если использовать шаблон названия местностей в источнике Иордана, то можно прочитать «имнискары» как «в мещёре» и понимать это название либо как народ мещёру (упомянут в летописи), либо как Мещёрскую землю (Мещёру) на Оке. Перечисленный ряд народов столь убедительно имеет географический принцип перечисления, что относительно других этнических названий историки не сомневаются в том, что речь идёт о народах Поволжья: Rogas, Tadzans, Athaul, Nauego, Bubegenas, Coldas. Однако сами названия не поддаются интерпретации. Есть лишь предположения, что завершает список кавказский народ колдов, а в середине списка – тюркское название Волги – Атель/Итиль (Athaul). Это даёт призрачную гарантию, что на территории ниже мордвы по Волге селились народы рогов и тадзанов. И если это так, то роги занимали территорию Среднего Поволжья, но вопрос об их языке и происхождении остаётся открытым. Ясно одно – в период IV-VI веков степную часть волжского пути контролировали уже не иранские народы, а тюрки, пришедшие сюда во II-IV веках и известные как гунны. Они не долго гадали, как назвать Волгу, и назвали её, как и скифы, просто «рекой» (это и означает слово Итиль). Китайские хроники о скандинавских богах Китайские авторы зафиксировали, что в первые века нашей эры это государство стало называться Аланья. Имя государства Яньцай историки возводят к самоназванию ираноязычных алан – ясы/осетины, а перемену названий считают признаком того, что аланы захватили первенство среди сарматских народов. Об Алании нам известно из европейских источников: во II-IV веках она занимала степи Приазовья и Северного Кавказа и граничила с гуннами по Волге. В 372 году Алания была захвачена этими кочевниками, продвинувшимися на запад в Европу. Историки расходятся во мнении, где же находилось это владение Янь: в Южной Сибири, Южном Приуралье или где-то ещё? Казанский историк Азгар Мухамадиев высказал предположение о том, что речь идёт о первом упоминании торговли пушниной между Средней Азией и Прикамьем. Исходя из его выводов, Янь – это та территория, на которой позже возникнет именьковская культура, распространившаяся на Волге и Каме в III-VIII веках (или, по другим оценкам, в IV-VII вв.). Китайская хроника III века также рассказывает о Янь и Яньцай: «Там много соболя, который славится; кочуют со скотом в поисках воды и травы; прилегают к большому озеру-болоту; в прежние времена весьма зависели от Канцзюй, а ныне не зависят». Таким образом, накануне образования именьковской культуры меховая торговля была устойчивым явлением в отношениях между лесными территориями России и Приаральем. Она осуществлялась за счёт тюркоязычных кочевников степи, предков башкир и татар. В пользу того, что граница Яньцай и Янь находилась в европейской части России, а не за Уралом, говорит наличие схожей этно-географической схемы в германском эпосе. В скандинавской мифологии рассказывается о двух группах богов – асах и ванах. Асы и ваны жили в Великой Скифии к северу от Чёрного и Азовского морей. Географическим указателем для их расположения является река Дон. Впервые об асах упоминает Иордан, называя их ансами и рассказывая предание о том, что они пришли в Причерноморье с юга. Скорее всего, воинственные ансы/асы германского эпоса тождественны Яньцай китайских хроник и ясам русских летописей (так русские называли алан, предков осетин). Готы пришли в Причерноморье и Приазовье в III веке, что по времени соответствует упоминаниям Яньцай, поэтому вполне могли заимствовать название иранских племён. Оставим споры о том, на каком языке говорил народ Янь: были ли это финно-угорские или уже славянские племена. Для нас важно, что сразу вслед за переходом контроля за Волгой от ираноязычных кочевников к тюркам в Среднем Поволжье появилась именьковская культура, тесно связанная торговлей со среднеазиатскими и иранским территориями. Русский рубль изобрели в Поволжье Иранское серебро шло с юга на север и обменивалось на пушнину, которая продавалась с севера на юг. Изобретением именьковцев, которое удивительным образом связывает их с русской историей, являются продолговатые бронзовые слитки, использовавшиеся как средство денежного обмена. Металл и мех были первыми формами накопления и оборота богатства. Интересна весовая система этих слитков. Вес брусков соответствовал 25 сасанидским (иранским) драхмам и одной четвёртой фунта. Дело в том, что схожие пропорции известны и в Древней Руси: древнерусская (киевская) денежная единица (серебреная гривна) содержала в себе 25 серебряных монет – кун (арабских дирхемов). Гривна в Древней Руси также ходила в форме слитков. Почему именно 25 монет? Ответ даёт древнерусская история: нам известны две связанные между собой денежные единицы «гривна серебра» и «гривна кунами», которые соотносились как один к четырём. Если за куну принять одну меховую шкурку, то становится понятным это соотношение. Какие есть этому доказательства помимо бронзовых слитков? Историки, объясняя, почему этноним «пермь» стал столь популярным у варягов, говорят, что это слово встречается и на русском севере, где проходил торговый пути из Скандинавии на Волгу. Но более простое и общее объяснение нашёл ещё наш земляк Николай Михайлович Карамзин, который считал, что именем перми назывались финно-угорские купцы, торговавшие на обширных территориях русского севера. Второе слово, которое указывает на то, что древнерусские купцы пришли на Волгу по уже сложившейся торговой цепи, встречается в русской летописи в качестве названия народа хвалиси. Летописец, описывая Великий Волжский путь, называет конечным его пунктом, не арабские области южнее Каспийского моря (Рей и другие города), как это описано самими арабами, а Хорезм, который находился восточнее Каспия. В русской летописи хорезмийцы названы хвалисами, а Каспийское море – Хвалисским (позднее – Хвалынским). Слова «Хорезм» и «хвалиси» имеют родственное происхождение, но в то же время они не тождественны и историки почти не приводят внятной этимологии. Кроме того, практически полный аналог русскому названию «хвалиси» находится в древних китайских хрониках, которые знают Холисими – одну из исторических областей в Средней Азии, название которой иногда распространяется на весь Хорезм. Получается, что варягам-русам были известны крайние точки торгового пути из Средней Азии в Прикамье, который действовал на протяжении многих веков в именьковский период и до него. Варяги-русь, придя на Волгу, заимствовали географическую лексику, связанную с обменом меха на металл, а также денежную систему, которая связана с ним. Связь Поволжья и Хорезма была очень актуальна в конце VIII-начале IX веков через посредство хазар, подчинивших степи Восточной Европы и Среднее Поволжье. Землями хазар управляла иудейская династия, вышедшая из Хорезма. Именно на это время приходятся контакты варяжских дружин с народами Поволжья. Интересно, что в X веке русы дважды отправляли посольства в Хорезм. С другой стороны в 921-922 годах в Поволжье было отправлено посольство арабского посланника ибн-Фадлана. Он прошёл сухопутным путём из Хорезма в Булгар. На берегах Волги он встретил и описал торговый лагерь русов и знаменитую сцену похорон руса в ладье. Так впервые был засвидетельствован факт контактов жителей берегов Балтики и жителей Востока на волжских торговых путях, сложившихся в именьковское время. Мы сделали небольшую экскурсию в прошлое, в период, когда Поволжье ещё не попало на страницы исторических хроник, чтобы понять, что именно в тот период сложилась система взаимоотношений, на которой позже «наросла» современная Россия. Волжский путь являлся и является для нашей цивилизации ребром культурно-географического скелета. Многие могут задать вопрос, а где же в этой истории славяне, с которыми мы традиционно связываем историю российского государства? Этот вопрос составляет отдельную, но не единственную, главу нашей истории. Именно сложность и многообразие истории России и Поволжья хотелось показать этим очерком. Также мне хотелось акцентировать внимание на значимости ульяновских экспериментов, связанных с историей Волжского пути. Ведь днепровский путь был освоен древнерусскими купцами немного позже волжского. И не Киев, а Ладога была центром русской государственности 1150 лет назад, а само название Руси имеет финское происхождение и связано с контактами варягов, финно-угорских народов и славян, а упоминается впервые арабскими авторами, описывавшими волжскую торговлю. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Волжский непутевый
Норманизм и невежество торжествуют…
Прозоров
Спасибо за оценку, но термин норманизм уже немного устарел для науки.
Волжский непутевый
Ну тогда неонорманизм. Нисколько не устарел. На самом деле начало функционирования Волжского пути относится к эпохе камня, в эпоху бронзы он уже считался достаточно развитым. Какое отношение к нему имеет Ульяновская область? Как маленькая часть на 5 000 км участке? Это идеология транзита, “места подскока”, “перевалочного пункта” и т.д. Да и Татарстан уже 15 лет отрабатывал этот научный проект “Великий Волжский путь”, в рамках которого “1000-летие” Казани и состоялось. Говорю как человек, который принимал участие в том проекте.
Прозорв
Я не думал, что идея Волжского пути так неудачно ляжет на проблему транзита НАТО. Статья написана достаточно давно как ответ на призыв ульяновских энтузиастов, собирающихся в этом году пройти путём ибн-Фадлана, помочь инфой. Я просто собрал все письменные источники по этому вопросу. И уж извините, но в них рассказывается о балтийской руси, отсюда и норманизм. Хорошо, что Вы упомянули Казань. Я считаю, что сборник работ археологов к 1000-летию – это хороший пример для всех регионов. Если Ульяновская область что-то подобное сможет сделать по ибн-Фадлану, булгарам и именьковцам, то это будет просто супер! Причина норманизма ещё и в том, что русское (российское) государство не занимается финансированием изучения русской истории, поэтому у нас просто банально нет фактов. Все размышления по поводу славян на Волге (надеюсь, я угадал Вашу точку зрения) ни на чём не основаны, слабый налёт лингвистики, но не зацепиться.
Волжский непутевый
Согласен. Но по поводу славян не угадали. Честно говоря исследования Семыкина с его человеческими жертвоприношениями и пресс-релизом “Devil town” на сайте ulgov.ru вызывают у меня ужас. Именьковская культура была полиэтничной-там были и потомки сармат, и готы, и славяне (как небольшая часть) и финно-угры и гунны кстати тоже. Кстати, у вас упоминаются роги- напомню, что Одоакр, который сверг последнего римского императора Ромула Августула, был “королем рогов и торкилингов”. Так что есть над чем задуматься.
Прозорв
Нет, я не Юрия Анатольевича имел ввиду, он очень уважаемый археолог, занимается своим делом, а его позиция по именьковцам политически вполне оправдана (по той же причине, которую я указал по вопросу финансирования). Я имею ввиду Жих М.И. “РАННИЕ СЛАВЯНЕ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ” (2011) и других казанских историков этой школы. А по поводу “рога” Одоакра интересно, но речь шла скорее о ругах. Про каменный век я учту замечание, но письменных источников там точно не было)
Волжский непутевый
Конечно, с позицией Жиха и Овчинникова я знаком. Кстати, у того же Иордана роги и руги чередуются. Как Рос и Рус. Да и вообще мне импонирует позиция Кузьмина А.Г и Седова В.В. P.s. Сначала я подумал, что вся идеология под Русский берег “с бутафорской стоянкой русcов” и “Волжским путем”. Приношу свои извинения.
Прозоров
Кузьмин – хороший дядька, “летописец”, не знаю жив ли ещё. Но с археологией у него туго относительно как раз рогов и ругов. А у Седова, царство ему небесное, напротив, с письменными источниками вольность (с сувазами/северянами). Моя статья, конечно, и под “Русский берег”, так как стоянка может и бутафорская, но франкские мечи (фрагмент) и арабские монеты у нас настоящие находят. Но уж если речь об идеологии, то страна Янь – это не Ульяновская область, конечно, это прообраз Руси (смело, но ваны часто со славянами отождествляют). Идеология в том, что мы должны изучать историю. В ней много ещё не открытого. В том числе и славяне на Волге. Спасибо за диалог.
Волжский непутевый
Кстати от версии отождествления именьковцев с северянами Седов В.В. в конце жизни отказался. Возникла более обоснованная, современная, и главная актуальная сейчас концепция. Которая и роднит его с Кузьминым.
Прозоров
Не читал. Можно подробнее? Потому как со всеми идеями А.Г. Кузьмина знаком, но про Поволжье там ни слова!
Волжский непутевый
Конечно:) Седов сначала отождествил именьковцев с рогами, а потом категорично заявил, что “В период гуннского нашествия носители этнонима русь мигрировали в Среднее Поволжье, где создали именьковскую культуру. Через три столетия они вынуждены были переселиться в Левобережноднепровско-Донской регион, где представлены волынцевской культурой. Место их проживания здесь фиксируется в летописях как Русская земля (в узком значении)”[Седов В.В. Избранные труды. Славяне. Древнерусская народность, Москва, 2005, с. 274 (280)]. Книга эта в Инете есть.
Прозоров
Понятно. Кузьмин пытался обосновать славянство и даже русскость ругов. Однако, если мы даже согласимся, что именьковцев Иордан называет рогами, то ещё нужно выяснить значение этого слова (есть версии, что в готском источнике это была фраза, относящаяся к этнонимам от гольтоскифов до морденс, но не содержащая этнонимов, и Иордан ошибся с интерпретацией фразы). А самое главное, сам Иордан настаивал на родственности готов и ругов и их балтийском происхождении, что подтверждается и более ранними латинскими источниками. То есть даже признав рогов за народ, тождественный европейским ругам, мы не докажем их славянскость или русскость, так как о тождестве руси и ругов источники говорят лишь с X века, когда никаких рогов в Поволжье уже не было, но русы были тесно связаны и с Рюгеном и с Ругиландом торговлей.
Всю концепцию Кузьмина перечёркивает лингвистическая концепция происхождения славянского имени руси из финнского “руотси” по модели “вепси”-“весь”, “руотси”-“русь”, а чредования арабского “русы” и греческого “росы” из скандинавского “ротсмен”. Очень убедительная концепция, хоть и норманская.
Волжский непутевый
Русов осколками германцев, задержавшихся в Восточной Европе называет и Гумилев. На самом деле, с концепцией “руотси” многие языковеды и археологи не согласны. Кузьмин искал ругов (рогов) в Норике, не зная современного археологического материала. Седов мало привлекал письменные источники. Видимо, большая часть рогов ушла на запад, но и значительный массив ушел на массив ушел на восток, в Среднее Поволжье. Княгиню Ольгу если вы помните, современники тоже называли королевой ругов
Прозоров
Я всё знаю. Слабость в отсутствии каких-либо источников о руси, которые бы подтверждали, версию Седова или Кузьмина, нет. Просто нет. Смешно ссылаться на известие о посольстве росов как доказательство их киевского происхождения, если эти самые росы окзались шведами и ехали из Византии домой через Фрнацию.
Если княгиню Ольгу называли королевой ругов, то логичнее считать, что наша русь названа ругами, а не то, что руги – это славяне-русь. Иначе, получается, как у Жиха и Овчинникова, что ибн-Фдалан называет булгар славянами, значит, они славяне – это бред. Иордан называет готов гетами, русь называют скифами, но от этого их этническая принадлежность не меняется.
Норманизм очень убедителен научно, потому что германские археологи, к примеру, знают точные даты ухода германцев и прихода лужицких славян, знают о взаимоотношениях между ними. И всё это по археологическим данным. Норманисты работают с источниками. Нормаинисты работают с лингвистикой, с письменностью, с фолькором. Ничего этого у “антинорманистов” нет. Ну нельзя вывесть “русь” из иранского “рос”. Ну не написано в летописи про русь на Волге, Дунае или в Киеве. Все антинорманские концепции основаны на допущениях, трактовках и даже подлогах. Плюс политика.
Я говорю, интересно было бы найти намогильный идол с надписью. Дело в том, что скандинавы не знали таких идолов, а в новгородчине они описаны (и даже найдены, но без надписей). Вот это был бы реальный поворот в споре норманистов/антинорманистов. Скорее всего, на идоле, описанном ибн-Фадланом, было имя князя Игоря, которое имеет скандинавское происхождение, но дошло до нас в составе кириллических текстов. В те времена “скандинавы” писали кириллицей и носили славянские имена (на поверку синхронная знаменитая надпись “гороушна” оказалась кириллической надписью “Горона” с включением рунического знака N как лигатуры N и Ш).
Волжский непутевый
Вот о том то и речь, что по современным археологическим данным, источником миграции на территорию Среднего Поднепровья является территория Среднего Поволжья. У антинорманистов появилось более мощное археологическое обоснование.Факт, признанный многими украинскими учеными, в том числе уровня НАН Украины. Кстати если вы слышали, но почему то не написали- у автора 2 в. Агатемера Волга названа рекой Рос. Хотя это так, кстати.
Прозоров
По поводу волынцевской культуры. Это пока хорошая гипотеза. Культурные сходства зарубинцеы-именьковцев-волынцевцев могут быть объяснены и без миграций – эти территории входили в империю гуннов, а в VIII веке – в Хазарский каганат. Естественно, что и переселения с Волги и на Волгу могли иметь место, на это есть прямые указания и в арабских источниках и в русской летописи. Но эти переселения не были самостоятельной акцией северян, а производились по решению ханов. Я умолчал об этом дабы не ронять великорусскую гордость (вот булгары на меня уже обиделись, а зря, я же не дошёл до булгарского периода ещё).
По поводу реки Рос – это явный иранизм. Например, аорсы – известный народ Хазарского каганата, роксаланы или росомоны – также очень известный ираноязычный народ. Но вот к руси он отношения не имеет.
Волжский непутевый
Именьковцы это не зарубинцы. В лучшем случае случае часть позднезарубинецкой культуры. Основная масса пшеворская культура. Дата 1-2 вв. До гуннов еще очень далеко. С летописями проблема. По палеолиту их вообще нет. Забить на него? Едва ли.
Волжский непутевый
Кузьмин умер. Позиции Кузьмина и Седова как раз друг друга дополняют взаимно. Франкские мечи и арабские монеты это хорошо. Беда в том, что наш регион, ключевой в этой позиции, масштабно никак не исследуется. Вот и строят бутафорию и Диснейленды вместо или на археологических памятниках, которые копать бы и копать…
Прозоров
С этим трудно спорить. Надеюсь, известна современная ситуация с крепостю Любша, которая возникла в доваряжский период на пути из Балтики на Волгу? Вот это истинное отношение к древнейшей истории славян на территории России. Думаю, что на Волге мы вполне можем найти и славянские артефакты, но самое главное, я уверен, что на территории ульянеовского археопарка есть вероятность найти захоронения русов с намогильными идолами (как в новгородских землях – каменные) с надписями, о которых говорит ибн-Фадлан. Для этого есть все предпосылки.
Волжский непутевый
Ну не знаю как насчет археопарка. На самом деле захоронение руса близ Балымер (граница с Татарстаном,недалеко от Старой Майны) уже найдено, раскопано и опубликовано. И видят в нем скандинава конечно.
аттила
автор статьи, возможно, мордвин. озабоченный гордостью за свою нацию. Гордость за свой народ-это достойно. Только автор забыл о том, что Ульяновская область-это историческая земля булгар-чувашей и казанских татар, которые по по сути, есть один народ. И делать акцент на финно-угра, несколько моветон и некомпетентно. Пусть почитает Гумилева, Бертольда, венгерских авторов,да масса источников есть, убедительно поровергающих значимость финно-угров на симбирской земле.
P/S/ Кстати, само слово “Симбирск”-из языка булгар
Прозоров
Нет. Автор статьи,вообще, американский шпион) А чувашам-булгарам я бы посоветовал тоже изучать историю. Было бы интересно почитать о Симбирске именьковского периода, но лучше бы занялись изучением булгарской истории VI-IX веков. Очень инетересная, но опять же местами тёмная история. О булгарах обещаю написать чуть позже, может быть подскажите хорошие публикации по устройству Золотой Орды?
уже прочитали
не переживайте, и даже кое-что запомнили в отличие от вас. Что подсказывать, если о взаимоотношениях Булгарии с Золотой Ордой, можна легко найти сведения в том же инете? Знаете, что такое “тэг”?! Вот и вперед. Так и набираете “Золотая Орда и Волжская Булгария”. Источников масса, солнышко.
Прозоров
О, месяц ясный. Вы так начитаны, что даже знаете слово “тэг”. Спасибо очень познавательно.
В. Каменев
Статья хороша, и написана умным автором, в связи с чем и вопрос: для кого он ее писал? Для научного сообщества? – Но тогда он попал не в ту “комнату”. Человек, интересующийся историей, ее еще прочитает, и то с трудом, как я. Остальные – скользнут взглядом – и бросят. Обилие частностей, подробностей и экскурсов по всякому поводу – в статьях для публики совсем не обязательно.
Тем более наукообразный стиль изложения. Почему бы не брать пример с Гумилева, который всегда знал, когда он пишет для “историков”, а когда для людей, и поэтому и смог пробиться к людям. Автор с таким стилем изложения к людям “не пробьется”, а историческое сообщество его распнет, в конце концов.
Такие материалы – это полуфабрикат, с которым рано выходить в общество, этим вы только отбиваете у него охоту к истории.
Тем более что история ХХ века стала уже более темным, загадочным и авантюрным романом, чем древняя история, усилиями историков между прочим.
Прозоров
Спасибо. Полторы тысячи лет исторической географии трудно пересказать поэтическим языком Гумилёва.
В. Каменев
Попытка – не пытка. Да вы и не пытались это сделать. Перескажите хотя бы простым человеческим, а иначе к чему вся эта историческая суета? Скучно с вами, господа….