Редкий образец дамского наряда начала XX века впервые выставлен в ульяновском музее.
Не так далеки те времена, когда полстраны получали зарплату «натурпродуктом» – кто банками яблочного повидла, кто – сигаретами, а кто и шпингалетами. Но не все знают, что в начале прошлого века ситуация была похожей, и курьёзов, связанных с такой выплатой жалованья, было предостаточно. И один из них, возможно, помог сохранить для истории редкий экспонат – вечернее платье симбирской аристократки начала XX столетия.
Специалисты Ульяновского музея «Архитектура эпохи модерна» предполагают, что наряд мог принадлежать конкретной исторической личности – баронессе Варваре Ивановне фон Штемпель. Её супруг, барон Христофор Геннадьевич фон Штемпель, был известен в Симбирске и как землевладелец, и как общественник – состоял членом Дворянского земельного банка и Симбирского губернского земства, участвовал во многих благотворительных обществах. Во время Первой мировой войны он, несмотря на болезнь сердца, уходит на фронт и погибает. Данных о баронессе, возможной владелице платья, у ульяновских краеведов немного. Но один из фактов указывает на то, что Варвара Ивановна была подругой Ольги Ульяновой. В 1905 году она вышла замуж, затем родила двух детей – сына Геннадия и дочь Софью.
– Далее история семьи достаточно сложна, и достоверно проследить её судьбу, опираясь на исторические источники, не можем, – сожалеет заведующая музеем Наталья Зубкова.
Впрочем, известно, что в 1918 году особняк барона фон Штемпеля, который располагался на улице Покровской (сейчас на этом месте находится музей современного изобразительного искусства), был национализирован вместе с имуществом, и все вещи из него были переданы в Симбирское отделение Государственного банка.
Времена были тяжёлые, и сотрудникам банка зарплату выдавали вещами – именно таким образом одно из платьев попало в семью бухгалтера банка Мурахтанова, после чего несколько десятилетий хранилось в сундуке. В 2001 году оно было передано в коллекцию музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» его внучкой Верой Дороголюб. Она и предположила, что наряд мог принадлежать баронессе фон Штемпель.
Однозначно утверждать, так ли это, сотрудники музея не берутся, но считают, что версия вполне реальна. Хрупкую и изящную Варвару фон Штемпель отличал высокий рост, и это платье, вероятно, пришлось бы ей впору. К тому же сшито оно из роскошной ткани, вручную украшено бисером и пайетками – вряд ли такой туалет был бы по средствам не аристократке.
– Мы рады, что эта легенда позволила нам обратиться к семье, к истории, – отмечает Наталья Зубкова. – Возможно, это позволит нам открыть новые факты из жизни барона и баронессы. Но, так или иначе, платье является очень редким образцом дамского наряда начала XX века, и мы рады, что с этого дня оно готово к тому, чтобы его увидели жители и гости города.
12 апреля платье стало центральным экспонатом новой выставки музея «Архитектура эпохи модерна». В Ульяновск оно вернулось после долгой реставрации в Москве, которую проводила специалист по реставрации предметов из текстиля Валентина Желтова. С годами от лежания в сундуке материал наряда стал хрупким, стеклярус потускнел. Но серьёзная работа, проделанная мастером, глазу сейчас незаметна. Платье, забывая о возрасте, искрится в лучах подсветки и, кажется, ждёт своего «выхода».

Анастасия Гайнутдинова