для отчёта перед Общественной палатой Ульяновской области по вопросу: «Кадровая политика, обращения граждан, перспективы развития гражданского общества».

Кадровая политика

В целях реализации кадровой политики в Ульяновской области, обеспечения эффективности формирования, профессионального развития и рационального использования кадрового потенциала при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области действует областной координационный совет по реализации государственной кадровой политики.
Основными задачами Совета являются: анализ состояния и развития спроса и предложения рабочей силы в Ульяновской области с учётом квалификационной структуры по уровню образования, обеспечение взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области по вопросам реализации кадровой политики, подготовка предложений по повышению эффективности данного взаимодействия; анализ и изучение актуальных вопросов в сфере кадровой политики, выработка рекомендаций по совершенствованию работы в сфере кадровой политики и др.
Ежегодно Министерством труда и социального развития Ульяновской области проводится мониторинг потребности экономики Ульяновской области в специалистах и рабочих кадрах. Данный мониторинг представляет собой систему непрерывного наблюдения за соответствием рынка образовательных услуг профессионального образования рынку труда, используемую для своевременного выявления потребности организаций Ульяновской области в специалистах и рабочих кадрах, а также для прогнозирования потребности экономики Ульяновской области в квалифицированных кадрах.
Результаты мониторинга выносятся на обсуждение областного координационного совета по реализации государственной кадровой политики в Ульяновской области и носят рекомендательный характер для уточнения контрольных цифр приёма в учреждения начального и среднего профессионального образования, финансируемые за счёт средств областного бюджета Ульяновской области.
В 2011 году на заседании совета обсуждались вопросы, касающиеся профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; проблем подготовки персонала по рабочим специальностям для промышленных предприятий в системе начального и среднего профессионального образования.
На сегодняшний день престиж рабочих специальностей и качество их подготовки достаточно низки. Причём требования к специалистам неизменно растут. В то же время мы сталкиваемся с отсутствием интереса у предприятий к процессам воспроизводства и подготовки кадров, слабой связью профессиональных учебных заведений и предприятий. Это накладывает свой отпечаток и на престиж профессии.
Решение многих проблем социально-экономического развития напрямую связано с отношением общества к человеку труда, силами, знаниями, опытом и умениями которого создается материальная основа благополучия общества.
С целью повышения популярности рабочих профессий, стимулирования повышения квалификации и закрепления работников на предприятиях области Губернатором Ульяновской области учреждена премия имени М.И. Лимасова.
Среди соискателей премии в 2011 году были представители 7 рабочих профессий. Победителем стал Бочков Владимир Васильевич, слесарь механосборочных работ 5 разряда ОАО «Ульяновский патронный завод».
Губернатором Ульяновской области поставлена задача изменения отношения к роли и значению труда, а также к тем, кто занят им. 2014-й год в Ульяновской области будет объявлен Годом человека труда.
Цель проведения Года человека труда состоит в объединении и координации усилий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей Ульяновской области для популяризации авторитета «человека труда», востребованных на рынке трудовых специальностей среди молодежи, привлечении новых, активных трудовых кадров, предоставлении широкой аудитории информации о работниках предприятий и организаций, которыми гордится Ульяновская область.
В центре особого внимания должны стать передовики производства, семейные производственные династии, заслуженные ветераны, наставники и те, кто только начал свою трудовую биографию. Для проведения Года человека труда будут привлекаться все предприятия, организации, органы власти и общественные объединения.
Планируется, что в рамках Года человека труда в регионе пройдут различные мероприятия, направленные на популяризацию рабочих профессий и способствующих повышению их престижа и признания.
С целью закрепления в регионе квалифицированных кадров, прекращения оттока из области талантливых, наиболее ресурсных и конкурентоспособных выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования подготовлен проект закона Ульяновской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области».
Принятие данного закона позволит привлечь в организации бюджетной сферы молодые кадры, оказать им материальную поддержку, повысит престиж профессии, уменьшит текучесть кадров.
Законопроектом предоставляется право молодым специалистам на получение следующих мер социальной поддержки с 1 января 2013 года:
1) единовременная денежная выплата в размере 10000 рублей;
2) ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей.
Молодым специалистам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Ульяновской области и поступившим на работу в указанные выше органы и организации, дополнительно предоставляются следующие меры социальной поддержки:
3) единовременная денежная выплата за каждый год работы в следующих размерах:
а) за первый год работы – 20000 рублей;
б) за второй год работы – 40000 рублей;
в) за третий год работы – 60000 рублей;
4) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату занимаемых жилых помещений, а также расходов на отопление (для молодых специалистов, проживающих в жилых помещениях с печным отоплением, – расходов на оплату приобретаемого твёрдого топлива и услуг по его доставке) и освещение указанных жилых помещений в размере 325 рублей.
Законопроект будет принят в 2012 году.

Реализация кадровой политики
на государственной гражданской службе
Ульяновской области

Показатели, характеризующие кадровую ситуацию и кадровый потенциал государственных гражданских служащих Ульяновской области.
По состоянию на 31.12.2011 общая численность государственных органов Ульяновской области составляет 31, из них исполнительных органов государственной власти – 26.
За период с 30.06.2010 по 31.12.2011 общая численность государственных органов Ульяновской области увеличилась на 1 единицу за счёт создания Департамента физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерства информационных технологий Ульяновской области и ликвидации Представительства Ульяновской области при Правительстве РФ.
По состоянию на 31.12.2011 общая штатная численность работников исполнительных органов государственной власти составила 1915 шт.ед. По сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 31.12.2010, штатная численность сократилась на 60 шт.ед. (за счёт сокращения государственных гражданских служащих – 41 шт.ед., технических работников – 22 шт.ед., увеличения должностей лиц, замещающих государственные должности, – 3 шт.ед.). Фактически снижение общей штатной численности произошло в рамках проводимой государственной кадровой политики по сокращению штатов государственных органов Ульяновской области.
Следует отметить, что по штатной численности Ульяновская область занимает 4 место, начиная с минимальной. Меньше штатная численность только в Мордовии, Марий Эл; Оренбургская область и Чувашия занимают 3 место, имея одинаковую штатную численность.

Количественный состав государственных служащих (чел.)
Всего должностей в государственных органах субъекта РФ (согласно утвержденной штатной численности) 31.12.2010 31.12.2011
1975 1915
из них:
должности государственной службы 1581 1540
государственные должности субъекта РФ 40 43
иные должности (технические, рабочие и др.). 354 332
Замещено работниками 1855 1845
из них государственные служащие субъекта РФ 1485 1492

По данным Федеральной службы государственной статистики, по Ульяновской области размер среднемесячной заработной платы в органах государственной власти субъекта РФ составляет 22 958 руб. По сравнению с другими регионами данный показатель превышает лишь республику Чувашия (19000 руб.) и республику Мордовия (21000 руб.).
Доля должностного оклада в структуре денежного содержания государственного гражданского служащего Ульяновской области составляет 19,5%. В большинстве субъектов РФ доля должностного оклада варьируется от 20 до 25%.
Информация по полу, возрасту и образованию государственных гражданских служащих Ульяновской области представлена в таблице, из которой видно, что гендерный состав гражданских служащих за анализируемый период не потерпел существенных изменений – мужчин на гражданской службе Ульяновской области чуть более четверти от общего количества (26,6%).
Возрастной состав гражданских служащих за анализируемый период относительно стабильный: более 50% лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, в возрасте от 31 до 50 лет, 30% – лица до 30 лет, 20% – лиц от 50 лет.
Доля руководителей от общего количества государственных гражданских служащих – 20%, помощников – 2%, специалистов – 73%, обеспечивающих специалистов – 10%.
Образовательный уровень гражданских служащих существенно не изменился – 96,5% госслужащих имеют высшее профессиональное образование, 3,5% – незаконченное высшее образование и среднее профессиональное образование.
Следует отметить, что в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, возросло количество лиц, имеющих стаж государственной службы до 1 года, а также от 5 до 10 лет и свыше 15 лет, что говорит о наличии устойчивой критической массы опытных руководящих работников. Количество лиц, имеющих стаж госслужбы от 1 года до 5 лет, незначительно снизилось.
Показатель сменяемости работников за анализируемый период увеличился в основном за счёт достижения работниками 60-летнего возраста и последующего омоложения кадрового состава и переводов в порядке должностного роста на государственной службе.
Рост численности уволенных работников, пребывающих в должности менее 1 года (на 5,3%), объясняется рассогласованием между ожиданиями молодых сотрудников (их представлениями о государственной службе) и реальным содержанием деятельности.
Показательно, что повысился процент перехода государственных гражданских служащих в бизнес-структуры (на 6%).

Качественный состав государственных служащих исполнительных органов государственной власти (в %)

Состав по возрасту и полу:
31.12.2010 31.12.2011
Мужчин 25,7 26,6
Женщин 74,3 73,4
из них на руководящих должностях (от начальника отдела и выше) 16 16,4
До 30 лет 28,8 27,3
От 31 до 50 лет 53,2 56,1
От 51 до 60 лет 16,5 15,4
Старше 61 года 1,5 1,2

Уровень образования:
31.12.2010 31.12.2011
Количество государственных служащих,
имеющих высшее профессиональное образование 95 96,5
имеющих незаконченное высшее образование 2,5 1,4
имеющих среднее профессиональное образование 2,3 2,1

Стаж государственной службы:
31.12.2010 31.12.2011
До 1 года 10,5 12
От 1 года до 5 лет 30,8 28,5
От 5 до 10 лет 25,5 26,7
От 10 до 15 лет 13,2 12,3
Свыше 15 лет 20 20,5

Сменяемость работников:
31.12.2010 31.12.2011
Всего 6,8 8,9
Из них:
пребывали в должности менее года 32,7 38
до достижения ими 60 лет 91 88
выдвинуты в порядке должностного роста на государственной службе субъекта РФ, федеральной государственной службе 2,9 4
перешли в бизнес-структуры (негосударственный сектор) 15 21
перешли на муниципальную службу 18 8,2

Организация государственной службы и обеспечение деятельности государственных служащих Ульяновской области.
Информация по резерву управленческих кадров.

По состоянию на 31.12.2011 в резерве управленческих кадров Ульяновской области состоит 240 человек. Из числа резервистов 50% – представители органов власти, 30% – представители бизнеса, 20% – представители некоммерческих организаций, работники сферы науки и образования.
За 3 года работы резерва управленческих кадров на руководящие должности в органах власти Ульяновской области назначено 54 человека, из них за 2011 год – 17 человек.
В резерв Приволжского федерального округа от Ульяновской области включено 36 человек, 20 из которых размещены на федеральном портале управленческих кадров.
Работа с резервистами в течение 2011 заключалась в их обучении в корпоративном университете, организованном на базе Правительства Ульяновской области (обучено 36 человек), а также в привлечении их к участию в различных областных мероприятиях.
Впервые в 2011 году был проведен областной конкурс «Золотой резерв Ульяновской области», в котором приняли участие 12 членов резерва управленческих кадров Ульяновской области.
В первом полугодии 2012 года планируется:
1. Провести реструктуризацию резерва управленческих кадров Ульяновской области (исключение из резерва управленческих кадров лиц, у которых истёк срок нахождения в резерве, лиц, которые были назначены на соответствующее руководящие должности, лиц не подходящих по возрастному ограничению);
2. Проведение очередного конкурса по формированию резерва управленческих кадров Ульяновской области.
3. Работа с резервистами: проведение конференций, семинаров, совещаний, обучение в «Корпоративном университете».

Кадровый резерв государственной гражданской службы.

Всего за 2011 год проведено 13 конкурсов в кадровый резерв на замещение должностей государственной гражданской службы Правительства Ульяновской области, по результатам которых 51 человек зачислен в кадровый резерв государственной гражданской службы.
В исполнительных органах государственной власти число лиц, входящих в кадровый резерв, составляет 613 человек, что в процентном соотношении от общей штатной численности составляет 46%.
Количество лиц, включенных в кадровый резерв муниципальных образований Ульяновской области, насчитывает 943 человека.

Институт стажёрства.

В Ульяновской области работа по привлечению и трудоустройству выпускников вузов в качестве стажёров в государственные органы Ульяновской области осуществляется с 2008 года согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 22.02.2008 № 74-П «Об институте стажёрства при Правительстве Ульяновской области». Затем подобные НПА были разработаны и утверждены почти во всех органах исполнительной власти и муниципальных образованиях Ульяновской области.
Замещение указанных должностей осуществляется по результатам конкурсного отбора без предъявления требований к стажу работы. С победителями конкурсов заключается трудовой договор сроком от 6 до 12 месяцев. По результатам стажировки комиссия вправе рекомендовать стажёра к назначению на должность младшей группы государственной гражданской службы Ульяновской области или на должность работника, осуществляющего техническое обеспечение деятельности государственного органа, не отнесённую к должностям государственной гражданской службы.
За время действия Института стажёрства с 2008 года в Правительство на должности стажёров было принято 44 человека, 9 из которых были затем переведены на государственную гражданскую службу и 10 – на технические должности, в муниципальных образованиях – 17 человек, переведены на муниципальную службу – 16. За 2011 год на должности стажёров в Правительство Ульяновской области было принято 15 человек.

Институт наставничества.

Целью наставничества в Правительстве Ульяновской области и в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области является оказание помощи лицам, поступающим на службу, в приобретении ими необходимых профессиональных навыков и опыта работы.
С момента вступления в силу постановления от 11.08.2008 № 347-П «Об институте наставничества в Правительстве Ульяновской области» за лицами, принятыми на государственную гражданскую службу, было закреплено 32 наставника, которыми было разработано 33 адаптационных программы вхождения в должность (1 наставник был закреплён за 2 новичками).

Количество наставников Количество сотрудников
2010 год 15 15
2011 год 17 18

Таким образом, институт наставничества, являющийся эффективным инструментом для более быстрой адаптации сотрудников, имеет тенденцию к дальнейшему развитию.

Аттестация государственных гражданских служащих

В соответствии с частью 4 статьи 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» аттестация государственных гражданских служащих проводится раз в три года.
Учитывая, что в последние годы проводилась реструктуризация органов исполнительной власти и, как следствие, организационно-штатные мероприятия, аттестация государственных гражданских служащих не осуществлялась: в 2010 году – 0, в 2011 – 29 государственных гражданских служащих.

Присвоение классных чинов.

За 2010 год количество государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области, сдавших квалификационный экзамен на присвоение классного чина, составило 383 человека. В 2011 году квалификационный экзамен сдали 198 служащих. Снижение данного показателя связано с изменениями федерального и регионального законодательства о государственной гражданской службы (присвоение классных чинов большей части государственным гражданским служащим с 27.07.2011 присваивается без квалификационного экзамена).

Обучение государственных гражданских и муниципальных служащих.

В рамках областной целевой программы «Развитие государственной гражданской службы Ульяновской области и муниципальной службы в Ульяновской области» на 2011-2013 года, за 2011 год обучено 370 государственных гражданских и муниципальных служащих (из них 308 государственных гражданских и 62 муниципальных служащих). Информация по направлениям обучения представлена в таблице:

№ п.п Тема Часы Количество
служащих
1. «Муниципальное управление в современных условиях» 72 28
2. «Региональная финансово–экономическая политика: правовое содержание, социальные приоритеты, пути реализации» 72 44
3. «Организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов» 72 1
4. «Актуальные изменения в сфере законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд» 18 28
5. «Государственная гражданская служба: современное состояние и перспективы развития» 72 30
6. «Организация антикоррупционной деятельности в органах государственной власти» 72 41
7. «Государственная политика Российской Федерации в области межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактики экстремизма» 72 16
8. «Информационные технологии в управлении». 72 18
9. «Правовое обеспечение государственной гражданской службы» 72 26
10. «Информационно-аналитическое сопровождение процессов управления» 72 27
11. «Документоведение и документационное обеспечение управления» 72 18
12. «Административная реформа и проблемы государственного управления» 72 18
13. «Государственная политика в сфере развития человеческого потенциала» 72 14
14. «Государственная политика формирования резерва управленческих кадров и эффективные кадровые технологии в управлении» 18 32
15. «Проектная деятельность в управлении» 72 17
16. «Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» 72 12
17. ИТОГО 370

Кроме этого, в течение 2011 года организованно и проведено 14 аппаратных учеб для государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти и структурных подразделений Правительства Ульяновской области, в каждой из которых единовременно принимали участие до 170 служащих.
С 01.10.2011 г. начался второй учебный год изучения иностранного языка руководящим составом Правительства и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. Следует отметить, что численность обучаемых по сравнению с первым годом обучения увеличилась с 98 до 112 служащих. Нововведением данного этапа обучения стало включение членов Клуба молодых государственных гражданских служащих, как стратегического кадрового резерва управления, в состав обучающихся. Кроме того, часть ведомств организовали изучение иностранного языка сотрудниками внутри органа власти.
В 2011 году разработано 180 индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих.
На основании индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих обобщена потребность в обучении на 2012-2014 годы. Всеми исполнительными органами государственной власти и Департаментом государственной и муниципальной службы Правительства Ульяновской области разработаны программы профессионального развития государственных гражданских служащих на 2012-2014 годы.
С учётом утверждённых программ государственных органов власти Ульяновской области по профессиональному развитию государственных гражданских служащих сформирован государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских и муниципальных служащих Ульяновской области 2012 год.
В целях улучшения качества работы кадровых служб в муниципальных образованиях и получения практического опыта в 2011 году были организованны стажировки для 40 сотрудников кадровых служб муниципальных образований Ульяновской области.

Информация по Президентской программе.

В Ульяновской области Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ реализуется с 1997 года согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. №774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации».
В настоящее время в Ульяновской области реализуются следующие направления подготовки по Президентской программе:
1. Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в малом и среднем бизнесе» (550 часов).
2. Программы повышения квалификации «Управление инновациями в корпорациях», «Инновационный малый бизнес» (128 часов).
3. Программа повышения квалификации «Развитие предпринимательства» (128 часов).
В 2010-2011 учебном году подготовку в рамках Президентской программы прошли 68 человек, из них 30 человек – по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в малом и среднем бизнесе» и 38 человек – по программам «Развитие малой фирмы» и «Управление инновациями в корпорациях». В 2011-2012 учебном году по тем же программам обучаются 68 человек.
В 2012-2013 учебном году планируется обучить в рамках Президентской программы 83 человека в связи с увеличением финансирования со стороны региона и из федерального бюджета до 1 000 000 рублей.
В 2011 году успешно прошли зарубежную стажировку 10 выпускников Президентской программы:
Германия – 5 человек;
Группа стран: Австрия-Германия-Швейцария-Франция – 2 человека;
Япония – 1 человек;
Испания – 1 человек;
Финляндия – 1 человек.
По итогам прохождения зарубежной стажировки одним из выпускников программы открыто предприятие с привлечением зарубежных инвестиций, 2 выпускника расширили сферу деятельности компании и наладили сотрудничество с зарубежными организациями, 2 человека повышены в должности.
Информация по практике студентов в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области.

В 2010 году в целях организации прохождения производственной, учебной и преддипломной практики студентов, а также наиболее эффективного и плодотворного сотрудничества Правительством Ульяновской области были заключены договоры с высшими учебными заведениями:
• Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия;
• Ульяновский государственный технический университет;
• Поволжская академия государственной службы им. П.А.Столыпина;
• Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова;
С Ульяновским государственным университетом подобный договор действует с 2008 года.
За 2010 год в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области прошли практику 167 человек, 60 из них – в Правительстве Ульяновской области
В 2011 году в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области прошли практику на 68 человек больше, по сравнению с 2010 годом (увеличение на 45 %).

Год Количество студентов Увеличение (%)
2010 167
2011 235 на 45 %

Подробная информация о прохождении практики студентов региональных ВУЗов представлена в таблице:

ВУЗ 2010 2011
Количество студентов % от общего количества студентов, направленных на практику Количество студентов % от общего количества студентов, направленных на практику
УлГУ 98 59 117 50
РАНХиГС 35 21 86 36,5
УлГТУ 24 14 12 12
УлГПУ 5 3 10 10
МАГУ 3 2 8 8
УГСХА 2 1 2 2

В рамках взаимодействия с муниципальными образованиями Ульяновской области:
В 2011 году организовано и проведено:
– 12 выездных совещаний в виде круглых столов с участием специалистов Департамента государственной и муниципальной службы Правительства Ульяновской области, Министерства внутренней политики Ульяновской области, представителей Прокуратуры Ульяновской области и сотрудников высшей школы Ульяновской области. Общий охват составил 420 муниципальных служащих.
– 3 семинара–совещания с руководителями аппаратов, где рассматривались вопросы формирования кадрового резерва в муниципальных образованиях Ульяновской области; организации совершенствования работы, мер по предупреждению коррупции на муниципальной службе Ульяновской области; управленческие технологии формирования и создания условий для профессионального развития кадрового состава на муниципальной службе Ульяновской области.

Развитие корпоративной культуры в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области.

В 2011 году в 5-й раз проводился областной конкурс «Лучший государственный и муниципальный служащий Ульяновской области», в котором приняли участие 90 государственных и муниципальных служащих (2010 – 57). По итогам конкурса в 2011 году признаны победителями 12 человек (6 – государственных и 6 муниципальных служащих), в 2010 – 10 человек (государственных гражданских служащих – 6 человек, муниципальных служащих – 4).
С июня 2011 года возобновлена работа Клуба молодых государственных гражданских служащих с целью формирования системы работы с молодёжью на государственной гражданской службе.
Членами Клуба было организовано:
– для воспитанников детского дома «Соловьиная роща» показ мультфильма в кинотеатре «Крылья»;
– для воспитанников специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнёздышко» – показ спектакля в театре кукол;
– работа выставки картин ветерана Великой Отечественной войны Остапенко Мефодия Ивановича в Ульяновском медицинском колледже;
Члены Клуба приняли участие:
– в международном лагере «Открытые пространства»;
– в социальном проекте «Остров отважных»;
– в лагере–семинаре Приволжского Федерального округа «Молодые лидеры многонациональной России», итогом стал проект «Правовой Ульяновск»;
– в международном лагере «Соседи – 2011» (г. Оренбург), по итогам работы которого делегация из Ульяновской области была признана лучшей впервые за девятилетнюю историю существования лагеря;
– в туристическом слете «Энергия – 8»;
– в акции «Дорога детям», проводимой департаментом общественной безопасности в целях предотвращения ДТП с участием детей;
– в работе круглого стола с участием делегации «Ассоциация молодых служащих» Республики Германия;
– в поздравлении пенсионеров аппарата Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти с Днем пожилого человека;
– в акции «Посади и вырасти дерево»;
– в бизнес–играх, организатором которых выступила «Ассоциация участников Президентской программы «Лидер» под руководством Высшей школы менеджмента УлГТУ;
– в ток–шоу в рамках Дня государственного гражданского и муниципального служащего в Ульяновской области;
– в традиционном Губернаторском бале.
Состоялись такие мероприятия, как:
– встреча с Советом ветеранов Заволжского района и с Советом молодых супругов;
– обучающие семинары: по социальному проектированию, по риторике.
Члены Клуба, как стратегический кадровый резерв управления, изучают иностранный язык в АНО «Симбирский ресурсный центр»
В рамках развития корпоративной культуры среди государственных гражданских служащих проведена работа по следующим направлениям:
1. спортивно-оздоровительное
– организованы тренировки по баскетболу, волейболу, аэробике в соответствии с потребностью; посещение фитнес-клубов, тренажёрных залов «Альбатрос», «Арена»; бассейнов «Спартак», «Торпедо»; ФОКов «Новое Поколение», «Лидер»;
– проведены обследование государственных гражданских служащих на оценку функциональных и адаптивных резервов организма, прогноз состояния здоровья в Региональном Центре здоровья на базе Государственного учреждения здравоохранения «Областной врачебно-физкультурный диспансер» на ул. Минаева, 34. Всего обследование прошли 146 сотрудников Правительства и ИОГВ.
– состоялся Фестиваль для беременных на базе фитнес-центра «Форма»;
– организована команда Правительства для участия в Спартакиаде между исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, которая приняла активное участие в соревнованиях по настольному теннису, пулевой стрельбе, мини-футболу, бадминтону, волейболу, плаванию, а также в турслёте и семейных стартах.
2. культурно – массовое направление
– организовано посещение в рамках Плана «Уроков духовности» культурно-развлекательных центров по пригласительным билетам;
– распространены купоны со скидкой 50 % в кинотеатры «Художественный», «Крылья», «Кинопарк», «Люмьер» в количестве 2000 шт.
– проведено обучение по программе НОУ «Школа речевого мастерства Людмилы Ляшенко», направленной на овладение техникой и культурой речи, навыками эффективного общения;
– организована фотовыставка «Служу искусству» в рамках работы творческих мастерских «Вдохновение», приуроченная ко Дню государственного гражданского и муниципального служащего Ульяновской области;
– проведены новогодние конкурсы среди сотрудников Правительства, исполнительных органов государственной власти и членов их семей («Новогодний умелец «Новогодний дресс-код», «Мандариновое настроение», конкурс стихотворений и прозы «Новогодняя муза, новогодних открыток-поздравлений «Новогодний творец», стенгазет «Новогодний пиар»);
– распространены пригласительные билеты на мероприятия: «Православный праздник «Пасха – Светлое Христово Воскресенье», III Международный фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени В.М. Леонтьевой «От всей души», финал Высшей Симбирской Лиги КВН, Межрегиональный казачий фестиваль «Двенадцать жемчужин», Международный конгресс «Культура как ресурс модернизации», посещение культурно-массовых заведений в рамках «Уроков духовности».
3. организации отдыха и туризма
Организуются корпоративные выезды выходного Дня по туристическим привлекательным местам Ульяновской области и в другие города.
Сотрудники Правительства и члены их семей посетили:
– III Межрегиональный фестиваль традиционной мордовской культуры и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери земли») в с. Кивать МО «Кузоватовский район» (19.06.2011);
– Святые места России: Жадовский монастырь (24.07.2011); «Дивеевский монастырь» (20.08.2011);
– Санкт-Петербург (июль), Казань (октябрь, ноябрь).
– в июле-августе были организованы выезды на туристические базы: «Волга» (Нагорное, Чердаклинский район, Ульяновская область), «Ёлочка», «Русский берег» Старомайнского района Ульяновской области.
– выезды за грибами (сентябрь-октябрь).
4. организация работы с Золотым запасом (пенсионерами) Правительства области
В рамках комплексной программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Ульяновской области на 2011-2013 годы» охвачены вниманием ветераны и пенсионеры органов государственной власти и управления Ульяновской области и организовано кураторство сотрудниками Правительства и ИОГВ данной категории лиц.
С данной категорией проведена работа:
– в рамках акции «Весенняя декада добра» 75 ветеранов и пенсионеров органов государственной власти и управления Ульяновской области получили социально-бытовую помощь, оказанную волонтёрами, привлечёнными Департаментом по молодёжной политике Ульяновской области;
– ко Дню Победы 34 участникам и инвалидам ВОВ были подготовлены и вручены подарки и открытки от Губернатора Ульяновской области;
– сформирован полный банк данных с учётом сведений, представленных структурными подразделениями Правительства и исполнительными органами государственной власти Ульяновской области (451 чел.). Сведения постоянно пополняются;
– было организовано поздравление пенсионеров и ветеранов аппарата Правительства Ульяновской области с Днём пожилого человека;
– ветераны и пенсионеры постоянно вовлекаются в культурные, социальные, спортивно-оздоровительные и другие мероприятия, предусмотренные региональной политикой в отношении граждан пожилого возраста.
5. информационная работа
– издано восемь выпусков корпоративного издания профсоюзной организации Правительства Ульяновской области «На взлёт»;
– ежемесячно Первичная Профсоюзная организация Правительства Ульяновской области обновляет информацию на стенде, размещенном в фойе здания Правительства на 1 этаже;
– возобновлена работа по ведению сайта, отражающего деятельность Профсоюзной организации на внутреннем портале Правительства Ульяновской области.

Информация
о результатах работы с обращениями граждан и организаций
в Правительстве Ульяновской области за 2011 год.

В 2011 году работа с обращениями граждан и организаций в Правительстве Ульяновской области была направлена на повышение результативности, усиление персональной ответственности должностных лиц за качество рассмотрения жалоб, заявлений и предложений.
Приоритетными в работе с населением в Правительстве Ульяновской области остаются выездные формы работы. Кроме постоянно действующей системы личных приёмов граждан в Приёмной Правительства Ульяновской области, ежемесячных «прямых» телефонных линий, в 2011 году членами Правительства и руководителями структурных подразделений Правительства Ульяновской области проведено 123 выездных личных приёма граждан в закреплённых муниципальных образованиях, что в полтора раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, 7 «Дней письма», организована работа выездной общественной приёмной Правительства области в малых населённых пунктах. При проведении мероприятий граждане пожилого возраста, инвалиды, проживающие в удалённых населённых пунктах, имели возможность получения квалифицированных консультаций специалистов, рекомендаций и конкретной помощи на месте, не выезжая в областной или районный центр. По инициативе Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова дополнительно было проведено 3 расширенных «прямых» телефонных линии, 5 «прямых» линий на ГТРК «Волга». Всего за 2011 год проведено 30 мероприятий (личных приёмов, в том числе выездных, акций, встреч с населением) с личным участием Губернатора области.
В целях предоставления гражданам возможности оперативного информирования Правительства Ульяновской области о проявлениях бюрократизма и волокиты, выявления случаев нарушений прав граждан функционирует постоянно действующая информационно-справочная телефонная линия. За последние 6 лет наблюдается динамичный рост обращений по электронной почте: если в 2006 году через виртуальную приёмную Губернатора поступали лишь единичные обращения, то сейчас их число возросло в десятки раз и составило в 2011 году 3263 обращения. Всего в ходе открытого диалога с населением ответственными должностными лицами Правительства Ульяновской области в 2011 году принято около 4-х тысяч устных обращений, что на 14 % больше, по сравнению с 2010 годом. В настоящее время в практику работы регионального Правительства внедрены все существующие технологии приёма обращений.
Согласно требованию Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова о необходимости оказания конкретной и действенной помощи всем категориям заявителей, для работающего населения на всей территории области действовал единый день дополнительного приёма – в последнюю субботу каждого месяца, установлены дополнительные часы приёма граждан в Приёмной Правительства области вне рабочего времени до 19 часов.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, усилен контроль за выполнением поручений по рассмотрению обращений, поступивших в адрес Губернатора Ульяновской области. В 1,5 раза возросло число выборочных проверок качества и результативности рассмотрения обращений, в 2011 году проведено более 300 контрольных проверок с выездом к заявителям. В Правительстве области ежедневно с помощью электронного контроля на основании специально разработанных статистических форм по каждому обращению отслеживается соблюдение требований законодательства РФ, исполнение поручений по решению заявленных проблем, проводится обобщение и анализ заявленных гражданами проблем (всего за 2011 год подготовлено 250 информационно-справочных материалов для последующих решений на совещаниях и личных приёмах). Итоги контроля за неделю – для оперативного принятия мер – докладываются руководству. Вопросы исполнительской дисциплины, примеры равнодушного отношения отдельных чиновников, вопросы качества организации работы с населением еженедельно рассматриваются Губернатором области на аппаратных совещаниях, принимаются решения по вопросам совершенствования подходов на заседаниях Правительства области.
С целью оперативного реагирования на жалобы населения и оценки объективности и своевременности их рассмотрения в 2011 году Распоряжением Губернатора области (№ 298-р от 25.07.2011 «О создании мобильной приёмной Губернатора Ульяновской области») создана мобильная приёмная. Выводы и предложения о персональной ответственности должностных лиц по результатам выездов мобильной приёмной будут обсуждаться на рабочей группе при Правительстве Ульяновской области. Вопросы результативности работы находятся на личном контроле Губернатора области С.И. Морозова; основными показателями определены уровень исполнительской дисциплины и эффективность действий по рассмотрению обращений. Контроль за исполнением поручений по обращениям, качеством и эффективностью принятых мер Губернатором – Председателем Правительства области С.И.Морозовым осуществляется лично – с выездом на место и повторной встречей с заявителями (г. Новоульяновск – по вопросу ремонта многоквартирного дома по улице Ремесленной; Инзенский район, р.п. Глотовка – по вопросу уличного освещения; Майнский район, р.п. Майна – по нормализации водоснабжения и др.).
Принимаемые меры позволили достичь высокого показателя исполнительской дисциплины по итогам года – 1,0. Стабильным на протяжении последних 2-х лет является показатель положительно решённых обращений – 15,5 %, т.е. поставленные авторами вопросы поддержаны и фактически удовлетворены в полном объёме; более 80 % заявителей получили разъяснения о порядке реализации и удовлетворении заявлений, жалоб и предложений.
Принимаемые региональной властью меры по организации открытого взаимодействия с населением явились одной из причин увеличения в 1,1 раза общего количества обращений в Правительство области (за 2011 год зарегистрировано 14760 обращений), и одновременного уменьшения количества обращений, направленных жителями области в вышестоящие инстанции (2011 год – 3891 обращение, 2010 год – 3901 обращение). Рост числа обращений за 2011 год, по сравнению с 2010 годом, отмечен в Вешкаймском, Карсунском, Кузоватовском, Мелекесском, Новомалыклинском, Радищевском, Сенгилеевском, Ульяновском районах и городах Димитровграде и Новоульяновске, что может быть обусловлено как расширением открытых форм взаимодействия власти с населением, так и реализацией на территориях муниципальных образований региона целевых программных мероприятий, в том числе по газификации населённых пунктов, ремонту дорог и жилого фонда, выделению земельных участков льготным категориям граждан и других.
По характеру обращений, направленных жителями области в Правительство Ульяновской области в 2011 году, традиционно преобладали вопросы коммунально-бытового хозяйства (25,3 % от общего количества). Вместе с тем систематическое проведение «прямых» линий по различным аспектам жизнедеятельности населения позволило снять ряд существующих проблем жилищно-коммунального комплекса, предотвратить появление жалоб перед началом отопительного сезона, определить программы действий по благоустройству населённых пунктов.
Несмотря на сокращение на 10 %, по сравнению с 2010 годом, количества обращений по вопросам жилья, они являются вторыми по значимости для заявителей и составили в 2011 году 15 % от общего числа обращений, зарегистрированных в Правительстве области; это просьбы о выделении сертификата на жильё, улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан; вопросы о возможности участия в федеральных и областных жилищных программах, переселения из аварийного жилья.
В блоке обращений «Социального обеспечения и защиты населения» (11,4 %) большую часть составили просьбы об оказании материальной помощи отдельным категориям граждан, о назначении и выплате компенсаций за ЖКУ, назначении и пересмотре размера пенсий, о признании права на льготы, выплате пособий и компенсаций.
Свидетельством эффективности принимаемых властью мер по разрешению заявленных вопросов граждан является стабильность на протяжении 2-х лет показателей доли обращений по вопросам образования (2011 год – 5,8 % от общего количества, 2010 год – 5,4 %) и здравоохранения (2011 год – 6,7 % от общего числа, 2010 год – 6,4 %).
Большое количество обращений, поступающих ежегодно в адрес Губернатора Ульяновской области, стабильность этого показателя (13-14 тысяч), с одной стороны, свидетельствует о настрое людей на взаимодействие с исполнительной властью региона, с другой – требует построения новой системы оперативной обработки материалов по обращениям, общий объём которых за год составляет более 50-ти тысяч. Это создало предпосылку для совершенствования системы обработки документов и обусловило внедрение единой информационной системы электронного документооборота. Качественные изменения в технологическом процессе позволили установить такие формы взаимодействия, при которых исполнитель имеет возможность оперативно осуществить взаимообмен материалами по рассмотрению обращений в минимально короткий срок: вместо 3-х дней делать это менее чем в 1 день, а направление запросов и переадресацию в другие инстанции вместо 7-ми – в трехдневный срок. Используемая система электронного документооборота позволила производить исполнителям подготовку более 70 % ответов до истечения установленного срока и направлять гражданам ответы о результатах рассмотрения их обращения в сроки, меньшие установленных (менее 30 дней).
Однако имеются проблемы, обусловленные неподготовленностью кадров (в основном, работающих в администрациях сельских поселений), неумением работать в единой информационной системе электронного документооборота. Обновление законодательства, вливание новых молодых кадров при отсутствии специальных пособий и методических рекомендаций обусловило необходимость изменения подходов к повышению квалификации специалистов. Кроме традиционных семинарских занятий и круглых столов, проходящих ежегодно в регионе, в 2011 году была организована работа по обобщению опыта, наработанного специалистами–практиками Правительства области и муниципальных образований в рамках «Школ мастерства». Результаты совместной работы обобщены в сборнике методических материалов. В практику работы с исполнительными органами государственной власти области с 2011 года вошло обязательное проведение для вновь принятых специалистов стажировок и практикумов на рабочих местах по вопросам организации работы с обращениями граждан.
В целях повышения уровня профессионального мастерства специалистов в сфере работы с обращениями граждан, укрепления взаимодействия науки, органов власти и общественности, актуализации социально-гуманистической проблематики в условиях формирования гражданского общества в декабре 2011 года проведена областная научно-практическая конференция «Работа с обращениями граждан и организаций в Ульяновской области в 2010-2011 годах: перспективы развития, опыт взаимодействия, контроль за эффективностью». На 2012 год для совершенствования организации работы с обращениями граждан запланированы зональные семинары-совещания со специалистами районных и поселковых администраций по отработке практических навыков, в том числе по работе в системе электронного документооборота.
Таким образом, организация работы с обращениями граждан в Правительстве Ульяновской области в 2011 году была направлена на создание комфортных условий гражданам в реализации их права на обращение в органы власти для оказания всесторонней помощи в защите прав и интересов, повышение эффективного консолидированного взаимодействия должностных лиц при рассмотрении заявлений, жалоб и предложений и оперативного реагирования на нужды людей, установление прямого честного контакта с населением.

О ситуации в сфере развития гражданского общества в 2011 году.

В качестве основных направлений в сфере взаимодействия с институтами гражданского общества можно выделить следующие:
– сфера деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
– государственно-конфессиональные отношения;
– этнонациональные отношения;
– патриотическое воспитание населения Ульяновской области, взаимодействие с ветеранскими организациями;
– политическая сфера, взаимодействие с основными политическими акторами, в том числе с политическими партиями.

1. сфера деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций
Основную задачу в сфере взаимодействия с НКО определил Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Реализация данного нормативного правового акта в Ульяновской области была осуществлена в два этапа:
1) были внесены соответствующие изменения в региональный закон, в частности, 08 августа 2011 года был подписан Закон Ульяновской области № 133-ЗО «О внесении изменений в статью 6 Закона Ульяновской области «О взаимодействии органов государственной власти Ульяновской области с негосударственными некоммерческими организациями». Данная норма закрепила право субъекта предоставлять социально ориентированным некоммерческим организациям государственное имущество в безвозмездное пользование.
2) 28 декабря 2011 года было принято распоряжение Правительства Ульяновской области № 930-пр «О формировании и ведении государственного реестра социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, оказываемой исполнительными органами государственной власти Ульяновской области». Согласно данному нормативному правовому акту, Министерство внутренней политики Ульяновской области является уполномоченным органом исполнительной власти на ведение данного реестра. Реестр ведётся по форме, утверждённой Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области. Объектами реестра являются организации, которые уже пользуются поддержкой, предоставление которой закреплено какими-либо документами органами, оказывающими ту или иную поддержку.
Немаловажным показателем взаимодействия с некоммерческими организациями является создание в апреле 2011 года и функционирование при Общественной палате Ульяновской области Центра поддержки НКО. Целью работы Центра является поддержание жизнестойкости и создание благоприятных условий для развития некоммерческого сектора региона через оказание различных услуг.
Основные направления деятельности Центра:
– оказание информационных и консультационных услуг по вопросам жизнедеятельности НКО;
– семинары и тренинги по наиболее актуальным для НКО темам;
– научно-методическое обеспечение деятельности НКО;
– организация стажировок и площадок для обмена опытом работы;
– предоставление помещений и оргтехники для организации и проведения социально-значимых мероприятий.
Сотрудниками Центра осуществляется постоянный мониторинг интернет-ресурсов, выявляется и обобщается наиболее интересная и важная информация для некоммерческих организаций региона, а именно: информация о конкурсах, грантах, мероприятиях, семинарах и тренингах. Производится регулярная электронная рассылка обработанной информации некоммерческим организациям региона.
С июля по декабрь 2011 года Центром поддержки НКО Ульяновской области было оказано 347 консультации для представителей некоммерческого сектора.
Из них 87 было оказано при личной встрече,
174 – по телефону,
86 – по электронной почте.
В целях увеличения количества организаций-участников открытых конкурсов от Ульяновской области, а также повышения уровня успешности поданных заявок проводятся семинары по социальному проектированию в рамках подготовки к открытым конкурсам для некоммерческих неправительственных организаций на федеральном уровне. Так в 2010 году от Ульяновской области на федеральный конкурс для НКО было подано 49 заявок, из них 5 было поддержано, на сумму 3 233 396 рублей. В 2011 году поданных заявок было уже 53, из них поддержано было 8, на сумму 7 124 736 рублей.
Для систематизации работы с некоммерческими организациями совместно с Аппаратом Общественной палаты Ульяновской области сформирована база НКО, включающая в себя 1359 организаций, зарегистрированных на территории Ульяновской области. База структурирована по разделам: «Детские и молодежные объединения», «Попечительские советы», «Спорт и туризм», «Защита прав и интересов семьи, женщин, детей», «Культура и искусство», «Православные и религиозные организации», «Образование и просвещение», «Объединения военнослужащих и ветеранов войн, защита их прав и интересов», «Поддержка гражданских инициатив, благотворительность и правозащитная деятельность», «Профилактика социальных болезней и здравоохранения», «Поддержка пожилых людей и людей с ограниченными возможностями», «Профессиональные ассоциации и объединения по интересам», «Развитие бизнеса и предпринимательства», «Фонды», «Экология». Полная информация с указанием данных о руководителе, о направлениях деятельности, контактной информации собрана о 222 организациях. Работа по дополнению базы НКО ведется постоянно.
Согласно федеральным трендам в сфере взаимодействия с НКО на региональном уровне была принята областная целевая программа «Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» на 2012-2014 года. На реализацию программных мероприятий в 2012 году из областного бюджета Ульяновской области было выделено 5 млн. рублей. Данные средства будут потрачены на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, проведение Гражданского форума и реализацию мероприятий различных направлений с участием некоммерческих организаций.
В 2011 году начата масштабная работа по созданию нормативной правовой базы по предоставлению помещений социально ориентированным некоммерческим организациям на безвозмездной основе. С этой целью сформирован перечень государственного имущества для передачи организациям, также ведётся работа по формированию порядка процедуры передачи, которая будет осуществляться на конкурсной основе.
В 2012 году в данном направлении планируется решить задачи, связанные с разработкой нормативной правовой базы, регламентирующей порядок предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям из областного бюджета Ульяновской области, реализовать нормативные правовые акты, связанные с имущественной поддержкой социально ориентированных НКО, будет продолжена работа по оказанию информационной, организационной, консультационной поддержки институтам гражданского общества. Важными показателями результативности станут: количество мероприятий, проведённых органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области с участием социально ориентированных НКО; количество социально ориентированных НКО, получивших субсидии на возмещение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности и с реализацией социальных проектов; объём финансирования, предусмотренного на выделение субсидий; количество проектов, реализованных социально ориентированными НКО; количество региональных нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление поддержки социально ориентированных НКО.

2. государственно-конфессиональные отношения
Основными задачами в данной сфере являются:
1) поддержание и развитие стабильного межконфессионального диалога в регионе.
Данная задача реализуется посредством проведения мероприятий с участием представителей всех традиционных конфессий Ульяновской области.
Так, в 2011 году был проведён Общественный собор Ульяновской области, в котором также приняли участие представители всех традиционных конфессий региона (Православие, Ислам, Протестантизм).
2) развитие государственно-конфессиональных отношений.
С 2006 года с целью взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями Ульяновской области работает Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Губернаторе Ульяновской области (Распоряжение Губернатора Ульяновской области № 231-р от 10 июня 2011 года «О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Губернаторе Ульяновской области»).

3) духовно-нравственное воспитание населения Ульяновской области.
В целях духовно-нравственного воспитания населения Ульяновской области Министерством внутренней политики Ульяновской области в течение 2011 года проводился ряд мероприятий:
– I Межрегиональные Рождественские образовательные чтения «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач»;
– I Межрегиональная Православная выставка-ярмарка «Духовные традиции – богатство России»;
– Областные Арские чтения «Возродим Русь Святую!»;
– «Учителя в гостях у батюшки»;
– Мероприятия, посвящённые годовщине канонизации небесного покровителя города Димитровграда Архимандрита Гавриила;
– Молодёжная конференция, посвящённая годовщине со дня кончины Андрея Блаженного Симбирского.
В 2012 году приоритетными остаются те же направления, при этом важными показателями работы в данном направлении являются повышение роли института семьи, увеличение процента населения региона, относящего себя к той или иной традиционной религии, сокращение количества негативных последствий от деятельности нетрадиционных религий и деструктивных культов.

3. этнонациональные отношения
Работа в данном направлении в минувшем году строилась в соответствии с федеральными трендами, озвученными Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации в городе Уфе. Основными целями работы являлись:
– поддержание межнационального мира и согласия на территории региона;
– профилактика религиозного, национального и политического экстремизма;
– создание максимально комфортных условий для развития национальных культур;
– принятие на региональном уровне концептуального документа по реализации государственной национальной политики;
– привлечение к работе по поддержанию межнационального мира и согласия представителей традиционных религиозных конфессий.
В Ульяновской области действуют 6 национально-культурных автономий (татарская, чувашская, мордовская, еврейская, немецкая, ингушская) и 7 национальных общественных объединений (армянское, азербайджанское, украинское, вьетнамское, узбекское, славянское и русское). Все национально-культурные автономии, за исключением ингушской, имеют печатные средства массовой информации, издающиеся на национальных языках.
Для достижения поставленных целей используются многочисленные инструменты, которые можно разделить на четыре группы:
– организация и проведение мероприятий с участием национальных общественных объединений. При этом необходимо отметить, что не последнюю роль в этом занимают национальные праздники как инструмент реализации государственной национально политики. С 2008 года на территории Ульяновской области проводится Межрегиональная научно-практическая конференция «Религиозные течения в современной России: вызовы времени в оценках конфессий», цель которой – профилактика асоциальных болезней и снижение негативных последствий деятельности деструктивных религиозных и националистических организаций. В 2011 году на территории региона проведены Дни культуры Чувашской Республики и Всероссийский чувашский национальный праздник «Акатуй» с международным участием. Основная цель мероприятия – популяризация традиционной чувашской культуры. При этом участниками праздника стали не только представители чувашского народа, но и других этносов, проживающих на территории Ульяновской области. Масштабным мероприятием в сфере межнациональных отношений стал I Международный фестиваль еврейской культуры «На крыльях мечты». В рамках мероприятия население региона получило возможность познакомиться с основными характерными чертами еврейской культуры, на территории области три общероссийских общественных объединения провели свои съезды. Общественный резонанс, полученный от проведения фестиваля, обсуждался на федеральном уровне и был высоко оценен экспертами с области межнациональных отношений. Важным мероприятием стал Конгресс народов России «Русский мир и единство народов России», который был проведён совместно с Общероссийской общественной организацией «Ассамблея народов России». Данное мероприятие было сплачивающим для представителей всех национальностей региона, при этом в область удалось привлечь авторитетных экспертов и учёных в данной сфере. В мероприятиях, проходивших в рамках Конгресса, приняли участие представители всех национальных общественных объединений региона, 28 субъектов России и 5 стран ближнего зарубежья. При этом произведённый резонанс нашёл положительный отклик в средствах массовой информации, в том числе и в национальных.
– нормативная правовая база. В 2011 году в регионе был принят важнейший документ, определяющий стратегию взаимодействия с национальными сообществами – Концепция реализации государственной национальной политики на территории Ульяновской области. Для её реализации был разработан и утверждён соответствующий план мероприятий. Кроме этого, четвёртый год подряд реализуется Комплексный план по гармонизации межнациональных отношений на территории региона. Данный документ представляет собой инструмент межведомственного взаимодействия. В рамках Плана реализуются важнейшие мероприятия Совета национальностей при Губернаторе Ульяновской области, проводятся национальные и межнациональные мероприятия, осуществляется взаимодействие с Министерством регионального развития Российской Федерации по вопросу выработки оптимальных механизмов гармонизации межэтнических отношений. План разработан и реализуется в соответствии в поручением Президента России.
– работа совещательных органов. Для обсуждения проблемных вопросов данного направления созданы два совещательных органа: в 2006 году Совет национальностей при Губернаторе Ульяновской области и в 2009 г. – Совет по организации профилактической и воспитательной работы по недопущению экстремизма и национализма в молодёжной среде. Заседания данных органов являются открытыми площадками для обсуждения проблемных вопросов с органами государственной власти Ульяновской области, правоохранительными органами, общественными объединениями, средствами массовой информации.
– реализация проектов и проведение областных акций. С 2009 года в регионе реализуется проект культурного комплекса «Национальная деревня», который представляет собой музей под открытым небом. Основная цель данного проекта – создание единого национально-культурного пространства в регионе, пропаганда идей взаимоуважения и взаимопониманиями среди различных этносов. На территории комплекса планируется построить 9 национальных подворий, которые будут отражать культурное своеобразие каждого этноса. 2009 год стал основополагающим для областной акции по закрашиванию националистических надписей «От языка вражды – к языку мира!» Участниками акции является национальная молодёжь, которая, несмотря на национальные различия, выполняет единое дело.
В 2011 году было положено начало новой областной акции – «Дни толерантности в Ульяновской области». Ежеквартально во всех муниципальных образованиях Ульяновской области проходят мероприятия, основная цель которых профилактика этнополитического и религиозного экстремизма. Необходимо отметить, что суть мероприятий состоит в том, чтобы объединить межнациональную молодёжь вокруг такой темы, которая интересна всем без исключения. Благодаря этому, участников мероприятий удаётся вовлечь в созидательный процесс без акцента на межнациональные различия.
Несмотря на то, что в регионе ведётся глобальная работа по реализации государственной национальной политики, в сфере межнациональных отношений присутствует ряд проблем, основные среди них:
1. Создание национальных коммерческих структур
В настоящее время на территории муниципальных образований Ульяновской области наблюдается тенденция, когда представители некоренных национальностей, адаптируясь к местным условиям, создают так называемый «национальный бизнес», который часто выступает в форме индивидуального предпринимательства, приносящего достаточную прибыль. Данный факт, вызывая зависть коренного населения, нередко является причиной для конфликтов и различного рода столкновений. Однако регулярный мониторинг межнациональных отношений в муниципальных образованиях Ульяновской области позволяет говорить о том, что возникающие конфликты носят больше бытовой характер, нежели межнациональный. В случае возникновения подобных ситуаций проводятся переговоры с конфликтующими сторонами и находятся пути решения, удовлетворяющие обе стороны. Вместе с тем, Министерством внутренней политики Ульяновской области налажено взаимодействие с правоохранительными органами, что позволяет усилить меры по охране общественного порядка. При этом Управление Министерства внутренних дел России по Ульяновской области, а также его структурное подразделение – Центр противодействия экстремизму, обладают реальными статистическими данными, позволяющими объективно оценить работу органов власти.
2. Культурная адаптация мигрантов
За недавний период произошёл ряд изменений в миграционном законодательстве, которые упростили прибытие и пребывание в Российской Федерации выходцев из бывших республик СССР. Данный факт увеличил миграционные потоки в Россию из стран Ближнего Зарубежья, при этом миграция осуществляется семьями. Адаптация мигрантов на территории региона сопровождается столкновением культур: местной и «принесённой извне». Данный факт может явиться причиной для возникновения межнациональных конфликтов. Для решения подобной проблемы налажены деловые контакты с сотрудниками Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области. Важным инструментом также является создание так называемых «национальных мест»: памятников, парков, скверов, которые являются «родными уголками». Примером может служить памятник Хо Ши Мину для вьетнамцев, памятник Г.Д. Гаю для армян, памятник Г. Алиеву для азербайджанцев, скульптурная композиция «Минора» для евреев, памятник Кул Гали для татар, сквер имени И.Я. Яковлева для чуваш и другие. Указанные памятные места являются площадками для проведения межнациональных мероприятий; местом, где представители национальностей имеют возможность рассказать о своей культуре, политической истории и перспективах взаимоотношений региона с другими субъектами России и странами мира.
3. Проблема национальных СМИ
По просьбам татарской и чувашской общественности в 1989 году на базе комитета по телевидению и радиовещанию Ульяновской области были созданы редакции татарского и чувашского вещаний. Эти передачи с продолжительностью 45 минут еженедельно выходили в эфир. Но с апреля 2006 года, ссылаясь на отсутствие лицензии, руководство ВГТРК «Россия» прекратила вещание на национальных языках. Учитывая социально-политическую значимость этих передач, руководством региона было принято решение о возобновлении вещания на другом местном канале. В настоящее время татарская программа «Чишмэ» и чувашская «Еткер» выходят на телеканале «РенТВ-Репортёр» еженедельно с продолжительностью 20 минут. Финансирование осуществляется за счёт областного бюджета.
В 2012 году работа по реализации государственной национальной политики на территории региона будет продолжена, так как данная сфера является приоритетной при поддержании общественно-политической стабильности.

4. патриотическое воспитание населения Ульяновской области, взаимодействие с ветеранскими организациями
Вследствие того, что на протяжении нескольких десятилетий Ульяновск являлся кузницей офицерских кадров, а на территории региона дислоцировалось значительное число частей и учреждений Министерства Обороны и Министерства внутренних дел, в городах и сёлах области сегодня проживают более 18 000 ветеранов (пенсионеров) этих ведомств. Наряду с ними, в регионе весьма значительно представлена и такая категория, как уволенные со службы офицеры, не выслужившие положенные сроки, и не получившие права на военную пенсию. Они также причисляют себя к ветеранам и принимают участие в деятельности соответствующих организаций. Следует отметить, что военно-ветеранское движение неоднородно, и в его составе можно выделить четыре основных группы участников:
1. Ветераны Великой Отечественной войны. Эта категория ветеранов сегодня самая малочисленная. И хотя они представлены в составе большинства ветеранских организаций, в силу преклонного возраста активность этой группы ветеранов заметно снижается.
2. Ветераны (пенсионеры) Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Это наиболее многочисленная и представленная в основном офицерским составом категория ветеранов. Они занимают доминирующее положение в составе большинства ветеранских организаций и определяют их политику.
3. Офицеры, уволенные со службы ранее положенных сроков, и не получившие права на военную пенсию. Эта категория представлена относительно молодыми офицерами – теми, кто под давлением обстоятельств был вынужден оставить военную службу, но хотел бы через участие в деятельности ветеранских организаций сохранить сопричастность ко всему, что связано с ветеранскими организациями и их повседневными проблемами. Можно предположить, что следующий этап сокращения Вооруженных Сил, правоохранительных органов увеличит численность этой категории, и они сумеет более активно влиять на решение задач, связанных с социальными вопросами военнослужащих и членов их семей.
4. Ветераны Афганистана и Чечни.
Особенность этой категории в том, что в своей основной массе она состоит из рядового и сержантского состава. Вследствие этого факта их мало затрагивают проблемы реформирования Вооружённых Сил, их нынешнее состояние и завтрашний день. Однако в этой среде ветеранов локальных войн есть офицеры запаса, а также те, кто продолжает военную службу в различных должностях в настоящее время. А значит, следует обратить внимание и на эту категорию ветеранов, так как значительная часть из них требует социальной и медицинской реабилитации, а также решение задач по трудоустройству в силу продолжающегося на отдельных предприятиях (фирмах) процессов сокращения рабочих мест. И это касается, прежде всего, тех, кто имеет инвалидность, связанную с полученными ранениями в ходе боевых действий. Следует отметить, что необходимо больше внимания уделять этой категории на региональном и муниципальном уровнях, создавая для этой категории условия для трудоустройства, социальной и медицинской адаптации, особенно в отдаленных населенных пунктах нашей области.
В настоящее время на территории Ульяновской области действуют 27 подобных общественных объединений, из них 22 имеют статус юридического лица, 5 – работают без государственной регистрации.
Кроме того на территории нашего региона действуют Ульяновский областной центр предприятий безопасности и негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Динамо-Профи». Все эти общественные организации зарегистрированы, имеют свои Уставы и взаимодействуют с Министерством внутренней политики Ульяновской области.
Казачьи формирования.
В последнее время Президентом и Правительством Российской Федерации проводится работа по возрождению российского казачества, привлечению его к государственной службе, которая рассматривается как форма государственной поддержки казачества.
В Ульяновской области действует казачья общественная организация, входящая в Волжское казачье войско (город Самара). Всего в состав Симбирского округа входят 5 первичных казачьих организаций: Арское станичное казачье общество, Димитровградское городское казачье общество, Мелекесское станичное казачье общество, Ульяновское городское казачье общество и Спасское городское казачье общество (город Болгары, Республика Татарстан). В стадии регистрации находятся 3 казачьих общественных объединения в Ульяновской области.
В мае 2012 года в г. Москве планируется проведение Всероссийского казачьего круга и до марта 2012 года поставлена задача на проведение переучёта казаков и приведение казачьей формы одежды в соответствие с установленной.
Необходимо учитывать, что в Ульяновской области казачьи традиции, по сравнению с югом России, недостаточно развиты. Вследствие своей малочисленности, казачьи организации, как правило, самостоятельных мероприятий организуют мало, в основном принимают участие в проводимых органами исполнительной власти. Поэтому их влияние на региональную политику не значительно.
В то же время, ввиду активизации работы государства с казачьими обществами, необходимо и дальше проводить работу с этой категорией населения.
С целью создания механизма взаимодействия между органами государственной власти Ульяновской области и общественными объединениями военнослужащих, ветеранов Вооружённых Сил и правоохранительных органов при выработке рекомендаций и предложений по наиболее актуальным вопросам их социальной защиты был создан Общественный совет военнослужащих, ветеранов Вооружённых Сил и правоохранительных органов при Губернаторе Ульяновской области (постановление Губернатора Ульяновской области от 26.01.2011 № 11).
В настоящее время он включает в себя 22 общественных объединения ветеранов, а также представителей Ульяновского военного комиссариата, Ульяновского местного гарнизона, законодательной и исполнительной власти Ульяновской области.
24 ноября 2011 года состоялась торжественная церемония открытия памятника генералиссимусу Александру Суворову перед малой сценой Ульяновского областного драматического театра им. Гончарова на улице Спасской.
В 2011 году было установлено 25 мемориальных досок на зданиях общеобразовательных школ города Ульяновска, погибшим в локальных конфликтах на территории Афганистана и Чеченской Республике. Начали устанавливать памятники с боевой техникой БМП-1 на территории Барышского и Цильнинского районов Ульяновской области, погибшим в локальных конфликтах на территории Афганистана и Чеченской Республики, работа в этом направлении будет продолжена.
Был установлен бюст контр-адмиралу И.И. Вереникину в МОУ СОШ № 86.
21 декабря 2011 года состоялась презентация книги «Невидимый фронт. Подвиг чекистов-ульяновцев». Полковник в отставке Анатолий Семенович Лихарев долгие годы работал в органах государственной безопасности. Написанию книги он посвятил около 20 лет.
23 декабря 2011 года Николай Витальевич Пряхин презентовал книгу Памяти участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.
Намечены пути дальнейшей работы. 23 ноября 2011 года Губернатором – Председателем Правительства Ульяновской области С.И. Морозовым утверждён план работы Общественного совета на 2012 год.
Постановление Губернатора – Председателя Правительства области С.И. Морозова от 26.01.2011 года № 11 «Об утверждении Положения об общественном совете военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил и правоохранительных органов при Губернаторе Ульяновской области» позволит повысить роль общественных объединений и усилит их взаимодействие с исполнительными органами власти как на региональном, так и на муниципальном уровнях, что в свою очередь будет способствовать решению социальных проблем у этой категории военнослужащих запаса и членов их семей.
Особое место среди ветеранских организаций занимают такие общественные объединения, как «Совет родителей военнослужащих и членов их семей», председатель – Кузяшина Н.А., а также Ульяновская областная общественная организация семей военнослужащих, погибших в Афганистане, председатель – Князевская Т.Г.
В целях совершенствования системы патриотического воспитания населения Ульяновской области, координации организационного сопровождения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», решения вопросов социальной поддержки военнослужащих и членов их семей было создано ОГАУ «Центр патриотического воспитания населения Ульяновской области» (распоряжение Правительства Ульяновской области от 13.04.2011 № 250-пр).
На базе Центра были организованы и проведены мероприятия, посвящённые Дням воинской славы России. В мероприятиях приняли участие более 7600 человек.
Министерством внутренней политики Ульяновской области была подготовлена и проведена практическая конференция «Патриотизм и духовность: объединяющая основа российского общества». В ходе работы конференции было подписано соглашение о взаимодействии Центра по духовно-патриотическому воспитанию населения на базе храмов с. Арское и Центра патриотического воспитания населения Ульяновской области.
В рамках соглашения в период проведения Арских чтений был организован и проведён «День будущего защитника Отечества» с участием областного военного комиссариата, обкома ДОСААФ при поддержке Правительства Ульяновской области и Симбирской и Мелекесской епархии РПЦ. В мероприятии приняли участие 150 ребят призывного возраста из практически всех муниципальных образований Ульяновской области, члены Общественного совета военнослужащих, ветеранов ВС и правоохранительных органов при Губернаторе Ульяновской области.
В целях возрождения и развития отечественных воинских традиций, повышения престижа военной службы и в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства были подготовлены и проведены профессиональные праздники. В мероприятиях приняли участие все члены Общественного совета военнослужащих, ветеранов Вооружённых Сил и правоохранительных органов при Губернаторе Ульяновской области, молодёжь, ветераны Вооружённых Сил и правоохранительных органов, население Ульяновской области, всего более 3000 человек. С концертной программой перед ветеранами войск связи, военнослужащими Ульяновского территориального гарнизона с большой праздничной программой выступил УГДО « Держава».
В настоящее время Центр принимает активное участие в ярмарках вакансий, организованных Департаментом занятости населения Ульяновской области. За период работы Центра дано 66 консультаций по социальной адаптации, уволенных с военной службы, оказано содействия в трудоустройстве 49 человекам, уволенным с военной службы, 23 человека трудоустроено. Проведено 72 юридических консультации, а также прошло собеседование. Наряду с работниками Центра в юридических консультациях регулярно принимают участие сотрудники городского центра занятости населения города Ульяновска и военного комиссариата Ульяновской области.
Продолжается работа над материалами Памятной Книги «Солдаты Отчизны». Работа над первой книгой – о воинах, погибших в Чеченской республике, завершена успешно. В первом варианте списка погибших при выполнении воинского долга в Чеченской республике значилось 119 фамилий. В ходе сбора и обработки материалов информация о числе погибших увеличилась, и на сегодняшний день составила 144 человека.
Сегодня идёт напряженная и ответственная работа по сбору и обработке материалов в следующий том книги «Солдаты Отчизны», о воинах, принимавших участие в Афганских событиях.
Продолжается работа над областной Книгой Памяти «Детство опалённое войной».
Все подготовленные информационные материалы о наиболее значимых событиях и процессах, произошедших в сфере военно-патриотического воспитания, размещаются на сайте «Я-гражданин», на сайте Министерства внутренней политики Ульяновской области, в блоге Витрянюка В.Н.

В настоящее время Министерством внутренней политики проводится активная работа по подготовке концепции и областной целевой программы «Патриотическое воспитание населения Ульяновской области на 2013-2015 годы».
Программа будет способствовать налаживанию взаимодействия и выработке общих подходов в вопросах патриотического воспитания населения Ульяновской области по реализации эффективных мер в плане реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Всего за 3 года (2013-2015 годы) объём бюджетных ассигнований, выделяемых из областного бюджета Ульяновской области на реализацию Программы, составит 27572,2 тысяч рублей.
В 2011 году выделены субсидии в размере 1,5 млн. рублей на осуществление деятельности ОГАУ «Центр патриотического воспитания населения Ульяновской области». На 1 полугодие 2012 года выделено субсидий в размере 1,5 млн. рублей.

5. политическая сфера, взаимодействие с основными политическими акторами, в том числе с политическими партиями.
Взаимодействие с основными политическими акторами в 2011 году характеризуется рядом резонансных политических событий, а именно:
– переназначение Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова на очередной срок;
– избирательная кампания в рамках выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
– участие региональных отделений политических партий в Политической биеннале.
В силу указанных политических событий на территории региона наблюдалась достаточно высокая публичная активность, особенно оппозиционных и деструктивных сил. Необходимо отметить растущую активность «Национального Союза Ульяновской области» и незарегистрированной политической партии «ВОЛЯ». Особенно важно, что данные структуры перешли в такую плоскость работы, в которой работают органы государственной власти. Речь идёт, прежде всего, о проведении публичных массовых мероприятиях как официальных инструментах пропаганды, прикрытие истинных целей деятельности агитациями за здоровый образ жизни.
Для стабилизации общественно-политической ситуации на территории региона ведутся регулярные консультации и встречи с научным и экспертным политологическим сообществом, контрпропаганда, активизации работы с интернет-сообществом и популярными интернет-порталами Ульяновской области.
В 2012 году работа с политическими акторами региона будет реализована согласно приоритетам, озвученным Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. В частности, речь идёт о переходе к прямым выборам Глав субъектов Российской Федерации и изменении системы выборов в Государственную Думу исходя из необходимости установления пропорционального представительства избирателей по 225 территориальным округам
Важная работа проводится и с протестными группами:
– участие в публичных мероприятиях и сбор первичной информации;
– мониторинг их деятельности и прогнозирование возможных последствий;
– создание рабочих групп и решение с их помощью вопросов и проблем, способных дестабилизировать общественно-политическую ситуацию.