В России фиксируются самые высокие в мире темпы роста популярности социальных сетей. Каковы причины этого? Как эффективно использовать возможности соцсетей и каких угроз нужно опасаться? Об этом говорили за круглым столом «ДО».
Участники круглого стола:
Олег ДЕМКИН начальник отдела «К» УМВД России по Ульяновской области,
Николай ЖИЛЯКОВ бизнес-консультант,
Светлана ОПЕНЫШЕВА заместитель председателя Правительства Ульяновской области – министр информационных технологий,
Дмитрий САВЧУК политтехнолог, директор PR-агентства «Экономика и власть»,
Игорь СЕМЕНОВ коммерческий директор ООО «ИРА «Мозаика»,
Инна СЕМИКАШЕВА доцент кафедры психологии УлГПУ, кандидат психологических наук,
Елена СОРОКИНА управляющий партнер АНО «Агентство кадровых решений»,
Сергей ШАПОВАЛОВ руководитель ООО «Юридическое бюро Сергея Шаповалова»,
Александр ЩЕРБИНА генеральный директор ГК «ITECH-Group»,
Ростислав ЭДВАРС депутат Законодательного Собрания Ульяновской области,
В ЧЕМ КРОЕТСЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ?
Елена СОРОКИНА
управляющий партнер АНО «Агентство кадровых решений»,
– Кто-то с помощью социальных сетей объединяется в профессиональные сообщества, кто-то удовлетворяет личные интересы. Общение в соцсетях превратилось в образ жизни: здесь смотрят фильмы, обсуждают политику, искусство, ищут друзей по интересам. Мы в своей работе применяем соцсети как дополнительный источник поиска информации о соискателях: об их окружении, увлечениях, чтобы дополнить личностный портрет кандидата на должность. Человек здесь больше раскрывается, публикует фотографии, высказывает свои мнения, декларируя какие-то ценности. Таким образом, рекрутер узнает о человеке больше.
Инна СЕМИКАШЕВА
доцент кафедры психологии УлГПУ, кандидат психологических наук,
– У медали две стороны. Есть данность, реальность, никуда от этого не денешься, растет количество людей, которые проводят время в сети, появляются новые интернет-технологии. Возник даже новый вид психотерапии – аватар-терапия, когда клиент и психотерапевт не просто выходят в скайп – они используют кибер-пространство для того, чтобы клиент мог представить себя в некоем образе.
Дмитрий САВЧУК
политтехнолог, директор PR-агентства «Экономика и власть»,
– Важный аспект соцсетей – представительство чиновников, депутатов и общественных деятелей в блогосфере для контакта с избирателями. Однако чаще всего блоги напоминают глянцевый журнал с супер-идеальными фотографиями, пафосными речами и журналистскими статьями. Да, все выверено, красиво, но людей это отталкивает. Я рекомендую быть более открытыми, может, даже где-то вольные фотографии выставлять, чтобы заполучить этот самый контакт с избирателями.
Олег ДЕМКИН
начальник отдела «К» УМВД России по Ульяновской области,
– С развитием информационных технологий работы у нас только прибавляется. Сейчас практически у каждого человека есть компьютер или сотовый телефон, подключенный к сети Интернет. Однако с годами уровень информационной грамотности у соотечественников, за исключением молодежи, практически не изменился.
Почему, когда человек покупает автомобиль, для управления им требуется пройти обучение и получить права, чтобы он не навредил ни себе, ни другому? А когда подключается к Интернету, то никаких мер защиты не применяет. Нужны хотя бы элементарные курсы безопасности! Большая сложность в нашей работе состоит в том, что законодательство не успевает за развитием информационных технологий.
Ростислав ЭДВАРС
депутат Законодательного Собрания Ульяновской области,
– Что касается социальных сетей, у меня два отношения к этому вопросу – как депутата и как педагога. Для подростков это некий инструмент самовыражения, с помощью которого можно озвучить свое мнение самому большому числу людей. Это несомненный плюс. Минус – на виртуальном пространстве возникает огромное количество угроз от всевозможных аферистов. Кроме того, вызывает опасение так называемое короткое мышление. Наши социальные сети, к сожалению, идут по пути минимизации знаков, которые можно написать в своем сообщении. В результате короткое сообщение становится доминирующим в мышлении. Человек не в состоянии сформулировать свою мысль более развернуто. Что касается депутатской деятельности, то с точки зрения электорального эффекта, общения с молодыми избирателями соцсети – мощный ресурс.
Дмитрий САВЧУК
политтехнолог, директор PR-агентства «Экономика и власть»,
– Соцсети – многогранный институт, в котором остается много теневых вопросов, о которых знает лишь небольшое число специалистов. Например, такая тема, как «вброс» компромата через блоги, который хорошо индексируется в поисковых системах. Или компилирование из нескольких текстов сотни других со ссылкой на первоисточник.
Есть такое понятие, как троллинг, когда проплаченная группа людей в соответствии с определенными установками нападает в социальных сетях на видных деятелей. Обычно это политики в период избирательной кампании, бизнесмены накануне важной сделки или компании, успешно выходящие на рынок.
В свою очередь, есть защита от таких нападок – пул лояльных блоггеров. Это люди, в силу собственной харизмы или профессиональных навыков ставшие лидерами общественного мнения в интернет-тусовке.
Я считаю, что каждый депутат, каждая серьезная компания должны иметь своего представителя в социальных сетях, который будет проводить ежедневный мониторинг для оперативного реагирования на негативные «информационные вбросы» в сети Интернет.
Светлана ОПЕНЫШЕВА
заместитель председателя Правительства Ульяновской области – министр информационных технологий ,
– Социальные сети сегодня – это не дань моде, это неотъемлемая часть коммуникаций и жизни огромного количества людей. Традиционные СМИ (телевидение, радио, газеты) теряют часть своей аудитории, а социальные медиа, наоборот, ее приобретают, растет их степень влияния и доверия к ним. Для власти те же блоги – это инструмент обратной связи с обществом. Я, к примеру, присутствую практически во всех основных социальных сетях, и для каждой из них у меня свой подход, свой язык, свой стиль общения.
Николай ЖИЛЯКОВ
бизнес-консультант,
– Социальные сети – дань современному образу жизни. К сожалению, мир изменился. Мы стали жить быстрее, не едим, а перекусываем, не встречаемся с друзьями, чтобы поделиться новостями, а кидаем комменты и ссылки на сайты. Улыбки подменяются смайликами, а добрые посиделки с друзьями в бане – группами любителей бани. 140 символов в Твиттере – это и есть все содержание современного общения. В других соцсетях количество символов не ограничено, но разве сообщения длиннее?
В то же время я вижу большой плюс от соцсетей: они позволяют легко налаживать коммуникации. В обычной жизни я, может, и не смог бы пересечься с той или иной персоной, тем более, из другого региона. А в сети добавил нужного человека в друзья и знаю все о нем.
Ростислав ЭДВАРС
депутат Законодательного Собрания Ульяновской области,
– Опасность здесь такая: чиновники начинают жить в социальных сетях, строчат отчеты, общаются с народом – с целевой группой, а не со всей аудиторией, с которой должны работать. Происходит подмена реальной жизни, иллюзия работы. Уверяю вас, многие горожане даже не знают, что такое Твиттер, но они спотыкаются на снежных кочках…
Олег ДЕМКИН
начальник отдела «К» УМВД России по Ульяновской области,
– Социальные сети – обычный бизнес, на котором люди зарабатывают хорошие деньги. Вместе с тем, они несут определенную опасность для граждан: когда человек впервые попадает в социальные сети, в эйфории у него появляется желание выложить больше информации о себе. Например, сообщает о том, куда и когда отправляется в отпуск, выкладывает свои фотографии, сделанные в квартире. Преступники часто этим пользуются для получения наиболее полной информации о своей жертве.
В наше время с помощью соцсетей люди, поссорившись, мстят своему экс-партнеру, создавая лже-странички с компрометирующей информацией, откровенными фотографиями. Еще одна опасность: на свою страницу в социальной сети вы получаете сообщение от своего друга с просьбами проголосовать за него для повышения рейтинга, отправив СМС-сообщение, зарегистрировавшись на каком-либо ресурсе и т.д. Будьте уверены – его страница взломана. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, свяжитесь с этим другом, а если нет такой возможности, лучше ничего не предпринимайте. В противном случае, вы можете заразить свой компьютер либо потерять деньги.
Александр ЩЕРБИНА
генеральный директор ГК «ITECH-Group»,
– Соцсети – новое поколение коммуникаций, их возможности для бизнеса – огромные, однако, как показывает практика, мы, к сожалению, редко ими пользуемся. В основном это прерогатива крупных западных компаний, что неудивительно: Запад традиционно нас опережает по многим технологиям. Я общаюсь со многими крупными западными компаниями, у них все это очень качественно налажено, их головные офисы мониторят ситуацию и в России тоже, выясняют, насколько негативно или позитивно говорят, скажем, об автомобильном бренде. Исходя из полученной из соцсетей информации, выстраивают мотивацию своих департаментов.
И в Америке многие предприятия используют возможности соцсетей. Скажем, компания, выходившая на рынок с новым брендом пиццы. Люди писали в Твиттере: хочется кушать, и тут же появлялся пост с информацией о пицце. В России сотовая компания практически за бесплатно собрала полмиллиона лояльных пользователей, когда вышла в соцсети с предложением нарисовать дизайн корпоративной карты. Примеров, когда компания реально завоевывает потребителей, выходя к ним напрямую в соцсети, огромное количество. Однако на один яркий пример я могу привести тысячу примеров впустую спущенных денег. Тысячи компаний в России просто выбрасывают деньги на ветер на какие-то дурацкие а-ля вирусные ролики, которые, как они считают, захватят всю страну.
Светлана ОПЕНЫШЕВА
заместитель председателя Правительства Ульяновской области – министр информационных технологий ,
– Социальные сети однозначно приносят пользу бизнесу, причем порой в самых неожиданных ситуациях. Приведу пример. В сильные морозы у моих детей около Нижнего Новгорода – буквально в чистом поле! – сломалась машина. С собой был IPod, через него кинули клич в соцсети о помощи, объяснив, где находятся. Приехали люди на автоэвакуаторе, оттащили машину в автосервис, отремонтировали, получили хорошие деньги за выполненную услугу.
НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНО БИЗНЕС ИСПОЛЬЗУЕТ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦСЕТЕЙ?
Игорь СЕМЕНОВ
коммерческий директор ООО «ИРА «Мозаика»,
– Для меня, как представителя рекламного бизнеса, социальные сети – это большой плюс. Благодаря им появилась новая аудитория: ведь мы, профессиональные рекламисты, продаем не средства массовой информации, а целевую аудиторию, которая необходима рекламодателю. У каждой соцсети – своя аудитория. Естественно, под эту аудиторию появилась новая площадка, которая обеспечивает потребности рекламодателя в поисках его целевой группы.
Олег ДЕМКИН
начальник отдела «К» УМВД России по Ульяновской области,
– Социальные сети – обычный бизнес, на котором люди зарабатывают хорошие деньги. Вместе с тем, они несут определенную опасность для граждан: когда человек впервые попадает в социальные сети, в эйфории у него появляется желание выложить больше информации о себе. Например, сообщает о том, куда и когда отправляется в отпуск, выкладывает свои фотографии, сделанные в квартире. Преступники часто этим пользуются для получения наиболее полной информации о своей жертве.
В наше время с помощью соцсетей люди, поссорившись, мстят своему экс-партнеру, создавая лже-странички с компрометирующей информацией, откровенными фотографиями. Еще одна опасность: на свою страницу в социальной сети вы получаете сообщение от своего друга с просьбами проголосовать за него для повышения рейтинга, отправив СМС-сообщение, зарегистрировавшись на каком-либо ресурсе и т.д. Будьте уверены – его страница взломана. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, свяжитесь с этим другом, а если нет такой возможности, лучше ничего не предпринимайте. В противном случае, вы можете заразить свой компьютер либо потерять деньги.
Сергей ШАПОВАЛОВ
руководитель ООО «Юридическое бюро Сергея Шаповалова»,
– Не уверен, что продажи моих бизнес-услуг станут вызывать у «сетевых» друзей желание заплатить мне деньги. Свой бизнес через социальные сети не рекламирую. Вместе с тем, когда мы с членами Ротари Клуба отвозили подарки в детский дом, мне хотелось через соцсети отчитаться перед людьми, передавшими индивидуальные подарки, показать им, что подарок попал по адресу и ребенку понравился.
Так вот – шквал посещений на моей страничке был связан именно с социальной темой. Люди хвалили нас, спрашивали, чем могут помочь. И если из трех с лишним тысяч человек, посетивших в эти дни мою страничку, хотя бы у двух-пяти хватит сил и желания дойти до почты и отослать посылочку в детдом, значит, сеть свою роль сыграла. Вот это, я считаю, важно, это правильно.
Старшее поколение возможности социальных сетей недооценивает, это точно. В отличие от молодежи, которая просто живет на виртуальном пространстве. Однако, по моему мнению, можно впасть в зависимость от «виртуальных друзей», теряя живые знакомства.
Дмитрий САВЧУК
политтехнолог, директор PR-агентства «Экономика и власть»,
– Прямые продажи через соцсети могут вызывать отторжение. Совсем другое дело – манипулятивные механизмы, которых накопилось огромное количество. Например, кто-то размещает в сообществе вопрос, где бы купить такой-то товар или получить услугу? И внезапно подключаются проплаченные блоггеры, которые в первых двадцати комментариях уводят обсуждение в нужную сторону: а вот я был в таком-то магазине, там замечательный товар, прекрасное обслуживание… Когда выстраивается такая линия коммуникаций, человек уже не будет смотреть 50-й коммент, когда подключатся оппоненты.
Александр ЩЕРБИНА
генеральный директор ГК «ITECH-Group»,
– С развитием соцсетей появилось новое поле для конкуренции. Если компания «закостенела», то ее можно через соцсети взбодрить, заставить шевелиться. Однако у среднего, а тем более, малого бизнеса я не вижу активного использования возможностей соцсетей.
Хотя многим компаниям, например, из области красоты, социальные сети могут помочь в продвижении своих услуг, выработать лояльность к бренду. Однако это процесс длительный, очень интеллектуально сложный.
Светлана ОПЕНЫШЕВА
заместитель председателя Правительства Ульяновской области – министр информационных технологий ,
– Социальные сети однозначно приносят пользу бизнесу, причем порой в самых неожиданных ситуациях. Приведу пример. В сильные морозы у моих детей около Нижнего Новгорода – буквально в чистом поле! – сломалась машина. С собой был IPod, через него кинули клич в соцсети о помощи, объяснив, где находятся. Приехали люди на автоэвакуаторе, оттащили машину в автосервис, отремонтировали, получили хорошие деньги за выполненную услугу.
Елена СОРОКИНА
управляющий партнер АНО «Агентство кадровых решений»,
– С помощью соцсетей можно успешно сформировать HR-бренд компании – за счет размещения позитивной информации о предприятии, участия в дискуссиях и форумах, размещая фотографии корпоративных событий. Сотрудники, которые работают или раньше работали на данном предприятии, обсуждают новости компании, делятся впечатлениями. Однако если компания ведет себя неэтично по отношению к сотрудникам и они выкладывают эту информацию в сеть, то, несомненно, имиджу предприятия будет нанесен урон.
Что касается нашего бизнеса, соцсети на сегодняшний день – практичный инструмент приобщения к профессиональным сообществам, возможность оперативного получения экспертного мнения по интересующим вопросам.
Николай ЖИЛЯКОВ
бизнес-консультант,
– Соцсети – не способ формирования известности компании, а способ формирования отношения к компании, и именно соцсети могут нанести имиджу компании наибольший вред, от которого сложнее всего отбиться. Надписям на заборах, крикам на улицах люди не верят, у них возник и иммунитет к телевизору – «зомбоящику». К соцсетям и сообщениям в них уровень доверия гораздо выше.
Олег ДЕМКИН
начальник отдела «К» УМВД России по Ульяновской области,
– Сейчас большинство организаций в своем бизнесе использует так называемое дистанционное банковское обслуживание, когда на компьютере с соответствующим программным обеспечением и цифровыми ключами хранятся буквально все сбережения организации. Этот компьютер подключен к сети Интернет и подчас ничем не защищен. Доступ сотрудников к нему также редко бывает ограничен. Носители с электронной цифровой подписью редко удаляются из компьютера сразу после проведения операции по причине банальной лени и в надежде на «русское авось». Большой соблазн для мошенников!
Дмитрий САВЧУК
политтехнолог, директор PR-агентства «Экономика и власть»,
– Не нужно преуменьшать и опасность фишинга, это вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям.
Олег ДЕМКИН
начальник отдела «К» УМВД России по Ульяновской области,
– В нашей практике был случай, когда гражданин, использовавший услугу интернет-банкинга, пострадал от фишинга. Компьютер был заражен вирусом, и когда пользователь набирал в командной строке адрес банка, он автоматически отсылался на фишинговый сайт, который был абсолютно идентичен официальному интернет-ресурсу банка со всеми его атрибутами программной защиты (введение логина и пароля для входа в личный кабинет). В результате у пользователя сняли с банковской карты все деньги, возбуждено уголовное дело. Отмечу, что раскрытие компьютерных преступлений требует больших временных, материальных и людских затрат в связи с тем, что, как известно, Интернет не имеет времени и границ в обыденном понимании человека.
МОЖНО ЛИ «ОБУЗДАТЬ» СТРЕМЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ К «СОЦИАЛЬНОСТИ» И НАДО ЛИ ЭТО ДЕЛАТЬ?
Елена СОРОКИНА
управляющий партнер АНО «Агентство кадровых решений»,
– Если сотрудники находят время на общение в соцсетях в рабочее время, это значит, что они не загружены работой или неэффективно используют время для выполнения поставленных задач. Ставьте задачи своим сотрудникам, мотивируйте их на выполнение этих задач, чтобы у них не было ни желания, ни времени там зависать. А запрещать – неэффективно. Это демотивирует на работу в компании.
КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ?
Инна СЕМИКАШЕВА
доцент кафедры психологии УлГПУ, кандидат психологических наук,
– У соцсетей очень много возможностей. Можно, например, проводить в соцсетях конференции, семинары для студентов. Вместе с тем, соцсети таят в себе опасности для детей, и родителям, педагогам, психологам нужно проводить большую работу по стрессоустойчивости, укреплению собственного Я ребенка.
Дмитрий САВЧУК
политтехнолог, директор PR-агентства «Экономика и власть»,
– На мой взгляд, мы недооцениваем социальные сети в аспекте формирования общественного мнения лидерами, которые готовят «оранжевые» революции. Опыт арабских стран показывает, что опасность здесь велика.
Елена СОРОКИНА
управляющий партнер АНО «Агентство кадровых решений»,
– Мы еще в начале пути, нам нужно многому научиться, чтобы максимально эффективно и грамотно пользоваться этим инструментом. В будущем, я думаю, в соцсетях мы будем активнее продвигать продукты, используя новую теорию маркетинга. Имидж бренда будет формироваться за счет потребителей, которые активно общаются в соцсети, в том числе по поводу этого бренда, способствуя его продвижению.