Прикаспийские государства продолжают усиленно совершенствовать и вооружать свои военно-морские силы. Лидерство в этом процессе, по некоторым направлениям, похоже, уже переходит от России к Азербайджану. При активном участии Вашингтона и Тель-Авива Баку приступил к формированию самых современных структур борьбы на море (ракетные системы морского базирования, беспилотные летательные аппараты, подразделения боевых пловцов и т.д.). Этих средств борьбы нет в Вооруженных силах России, или они только создаются. Усиленную помощь США и Израиля в модернизации вооруженных сил Азербайджана наблюдатели связывают с планируемыми боевыми действиями против Ирана, в ходе которых, возможно, будут использоваться и азербайджанские плацдармы. Официально Баку постоянно опровергает подобную информацию. Хотя факты активного военного и военно-технического сотрудничества Азербайджана с США, Израилем и другими странами опровергнуть невозможно. Милитаризация Каспия, в которой США играли ключевую Роль, началась не сегодня. США включили безопасность экспортных трубопроводов на Южном Кавказе в ряд приоритетных направлений борьбы с «международным терроризмом». Много усилий было вложено в создание единого командования сил быстрого реагирования “Южнокавказский антитеррор”, функция которого—обеспечение охраны трубопроводов. Появление в Грузии американских военных специалистов имело своей целью защиту нефтепроводного маршрута БТД (Баку—Тбилиси—Джейхан), о чём с предельной откровенностью заявляли западные политики. История развивалась следующим образом. В августе 2005г. американские военные заявили о своих планах в течение ближайших шести лет вложить в создание «каспийской стражи» (Caspian Guard) 135 млн. долларов, развернув две бригады для охраны нефтепровода БТД. Хотя этот проект не получил реализации, но был разработан индивидуальный план партнёрства Азербайджана и НАТО.[1] В рамках данного плана было запланировано оснастить ВМС и пограничную службу Азербайджана новейшей техникой. Осенью 2005г. США разместили на территории Азербайджана две передвижные радиолокационные станции (РЛС) с радиусом действия 200-300 км. Одна из них была установлена в Астаре, на границе с Ираном, вторая—в районе Хызы, что недалеко от границы с Россией. Главное предназначение новых военно-политических новаций на Каспии—оперативно реагировать на события, происходящие вокруг трубопровода и на азербайджанских нефтяных платформах. Азербайджан завершил создание радарных систем для охраны своих морских границ. Создана сеть радиолокационных станций, главная цель которых—следить за нефтяными платформами и оповещать о возможных атаках на нефтегазовые месторождения. Эти системы созданы в рамках программы помощи США Азербайджану в охране границ. Военное строительство в Закавказье и Центральной Азии, а также силовое сопровождение нефтяной трассы БТД стали логическим дополнением к основным акциям американской внешней политики начала 21 века—оккупации Ирака и контролю Афганистана. Эти акции, проведённые под предлогом борьбы с «международным терроризмом», были нацелены также на то, чтобы окружить Иран со всех сторон и ограничить российское влияние на Каспии. В этом случае как никогда прежде возрастают шансы США установить контроль над Большим Ближним Востоком, частью которого признаётся и Каспий. Многостороннее воздействие на Каспий, суживающее коридор правовых и экономических возможностей, вылилось в военно-силовое принуждение для всех государств региона. Совокупным результатом указанных процессов стала стремительная милитаризация Прикаспия. Все прикаспийские страны, включая Россию, начали увеличивать свою военную силу. Лидеры каспийских государств оказались напуганными перспективой дестабилизации обстановки в регионе. Появились сторонники силовых мер в разрешении споров за месторождения нефти на каспийском шельфе. Случались резкие обострения отношений между Азербайджаном и Туркменией, Азербайджаном и Ираном[2] из-за месторождений нефти в южной части Каспийского моря. Указанная тенденция положила начало созданию военных флотов на Каспии прибрежными странами для защиты спорных территорий и наращиванию береговой оборонной инфраструктуры. Все прикаспийские страны понимают вероятность возможных силовых сценариев, связанных с борьбой за доминирование на Каспии. В конце августа 2006г. в районе г. Актау прошли военные учения «Рубеж 2006». Итоги учений подводились в штабе Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и в Минобороны Казахстана. Существовали также планы создания на Каспии пятисторонней военно-морской группировки «Касфор»—по типу «Блэксифор» на Чёрном море. Однако эта идея не получила поддержки всех прибрежных государств, что свидетельствует о сохраняющемся недоверии между ними. Данная тенденция со временем лишь усиливается. Сегодня процесс милитаризации Каспия опережает процесс урегулирования его международно-правового статуса. В июле 2011г. представители прикаспийских государств собрались в Москве на очередное заседание рабочей группы по статусу Каспия. Несмотря на то, что стороны высоко оценили своё стремление к миру и сотрудничеству, встреча закончилась, как всегда, безрезультатно. Данное мероприятие (29-е по счёту за 20 лет после распада СССР) показало, что пять прикаспийских государств добились очень малых результатов в вопросе определения международно-правового статуса Каспия. Становится очевидно, что правовая неопределённость Каспия в сочетании с усиливающимся вниманием к региону западных стран и альянсов стимулирует военное строительство прибрежных государств. Наиболее интенсивные усилия в этом направлении предпринимает Россия. В мае 2011г. главнокомандующий российским военно-морским флотом адмирал Владимир Высоцкий объявил на совещании в Астрахани, что российская Каспийская флотилия в ближайшее десятилетие получит как минимум 16 новых кораблей. К концу 2011г. флотилия должна быть оснащена двумя новыми ракетными и тремя десантными кораблями. В дополнении к этому правительство собирается вооружить российскую Каспийскую флотилию новыми береговыми противокорабельными ракетными комплексами «Бастион», вооружённые сверхзвуковыми ракетами «Яхонт». Высоцкий также отметил, что ВМФ планирует увеличить протяжённость существующих причалов в Махачкале. Таким образом, Каспийскую флотилию собираются формировать из двух соединений, которые могут базироваться в Астрахани и Махачкале. Совершенно естественно, что остальные прикаспийские страны также усиливают свой военно-морской потенциал. Следует помнить, что все прикаспийские государства вполне платежеспособны, и в состоянии заниматься серьёзным военным строительством, используя при этом помощь стран НАТО. Нежелательный для пяти прикаспийских государств сценарий заключается в приходе и закреплении в регионе внешних сил—США, НАТО, ЕС, которые не скрывают свой заинтересованности в решении каспийских вопросов. Затягивание решения о правовом режиме Каспийского моря в среднесрочной перспективе чревато изменением баланса сил в прикаспийском ареале. Внезапно возникшая нестабильность в одной из пяти государств может привести к вмешательству внешних сил в каспийский процесс. Таким образом, энергетические и транспортные проблемы Каспия переросли в военно-политическое противоборство. Это в точности подтверждает старую истину о том, что «пути торговли становятся путями войны». По мере нарастания борьбы за контроль над энерго-коммуникационными маршрутами, энергетические проекты всё больше начинают рассматриваться в военных терминах. Яркий пример—оценки, данные в европейских столицах проекту «Набукко», который был охарактеризован как «трубопровод Мажино». Этот газопроводный проект Запада, наряду с нефтепроводом БТД, рассматривается как символ защиты Европы от «варвара на пороге» в лице путинской России. Сказанное в полной мере подтверждается примером российского газотранспортного проекта «Северный поток». Дело в том, что некоторые скандинавские и прибалтийские наблюдатели начали высказываться о том, что за «Северным потоком» стоит прежде всего намерение России обеспечить военный контроль над Балтийским регионом. Толчком к подобным заявлениям стала значительно возросшая за лето 2009г. военно-морская активность России в этом ареале. Так, в августе прошли российские манёвры «Ладога-2009», а в сентябре состоялись ещё более масштабные учения «Запад-2009» в районе Калининграда и на территории Белоруссии. В крупнейших за последние годы манёврах были задействованы все корабли Балтийского и Северного флотов, ВВС и десантные подразделения. Часть войск направлялась из Сибирского военного округа. Только в «Ладоге-2009» участвовало в общей сложности около 60 тыс. военнослужащих.[3] Публично заявленный аргумент Кремля—необходимость обеспечения безопасности транспортных коммуникаций. Владимир Путин, ещё будучи президентом, говорил о том, что защита морских путей должна быть важной задачей вооружённых сил. [1] Обеспечение безопасных поставок каспийских углеводородов на мировые рынки—одна из основных тем, обсуждавшихся на семинаре Rose-Roth Парламентской ассамблеи НАТО, проходившем в Баку 6 марта 2008г. Руководство Азербайджана предложило альянсу стать в этом деле гарантом. (С. Мамедов. Гонки на трубах. Азербайджан предложил НАТО стать гарантом поставок газа с Каспия на Запад// Независимая газета. 2008. 7 марта. № 046 (4287). [2] Один из самых громких эпизодов произошёл 23 июля 2001г., когда иранский военный корабль и два истребителя заставили два азербайджанских исследовательских судна «Геофизик-3» и «Алиф Гаджиев»,—проводивших работы по заказу компании “BP-Amoco”, покинуть находящееся к северу от иранских вод месторождение, которое Азербайджан называет «Алов». “BP-Amoco” немедленно заявила, что она прекращает нефтеразведку и отзывает исследовательские суда. Азербайджан осудил действия Ирана, заявив, что такая активность нарушает его суверенитет. [3] Ю.С. Дерябин. «Северный поток»—экономика или военная политика? Новая версия активности России на Балтике // Независимая газета. 2009. 31 августа. |
|