На полях области стартовала горячая пора весенней страды. Корреспонденты «Молодёжки» решили своими глазами увидеть, как идёт посевная кампания, и отправились в одно из хозяйств Ульяновского района.
Думаем, любой ульяновец понимает, что от развития сельского хозяйства зависит, будут ли на наших столах свежие овощи, мясо, молоко, хлеб. А потому и мы не смогли пройти мимо этой темы. По данным Министерства сельского хозяйства области, общая посевная площадь в сельхозпредприятиях региона в 2012 году должна составить не менее 957,2 тысяч гектаров, в том числе зерновая группа – 609,1 тысяч га, что на уровне прошлого года. Из них озимые зерновые культуры займут 244,7 тысяч га, яровые зерновые и зернобобовые – 364 тысячи га.
От винта!
Дорога, хоть и недальняя, заняла довольно много времени – буквально в нескольких сотнях метров от федеральной трассы асфальт превратился вначале в стиральную доску, а затем и вовсе исчез, сменившись просёлочной дорогой, явно носившей следы недавнего авианалёта. Поэтому, когда над полем появился самолёт, невольно захотелось, как в годы войны, закричать: «Воздух!». К счастью, это оказался мирный «Ан-2», прозванный в народе «Кукурузником» – верный помощник аграриев. С самолёта вносили удобрения на поля, засеянные озимой пшеницей.
– Мы каждый год используем самолёт, – рассказал агроном хозяйства Александр Ванюшкин. – Весной удобрения вносим, летом опрыскиваем от вредителей. Раньше почти в каждом крупном сельхозпредприятии был свой самолёт, сейчас вынуждены арендовать у коллег из Пензы. Удовольствие, конечно, недешёвое, но полностью себя оправдывает – благодаря обработке урожайность достигает 40 тонн с гектара.
На полевом стане нас встречают грузовики с удобрениями и автокран, загружающий аммиачную селитру в самолёт (её, кстати, можно использовать и на собственном участке – огурцы замечательно растут, – ред.). За один рейс биплан может поднять 1200 килограммов, да плюс два пилота – это предельная нагрузка для старой машины. По этой причине нас с фотографом отказываются прокатить, поэтому наблюдаем с земли. Полёт длился не более 10 минут, за это время машина «удобрила» 12 гектаров.
– Работаем с аграриями с весны до осени, – рассказал пилот Алексей Пшеничников. – В Ульяновскую область приглашают часто – сельское хозяйство у вас сейчас развивается. Базируемся на полевых аэродромах – «Ан-2» всё равно, откуда взлетать.
Интересуемся, как зарабатывают сегодня пилоты малой авиации. Оказывается, совсем немного – за сельскохозяйственный сезон, в среднем, порядка 100 тысяч рублей.
Тем временем привезли обед. Кормят на полевом стане сытно – работа тяжёлая, силы нужны. На сей раз работников потчевали супом с кониной. Да таким вкусным и наваристым, что ни в одном ресторане не отведаешь.
Весенний день год кормит
Любой аграрий знает, как дорог весной каждый день во время сева. Прозеваешь момент – уйдёт влага, и урожай уже будет не тот.
– Раньше готовность почвы к севу определяли так, – объяснил Александр Ванюшкин, – скатают из земли шарик да бросят на дорогу. Разлетится – значит, в самый раз. Сейчас мы обязательно замеряем температуру почвы, уровень влажности. Лучше всего сажать, когда воздух прогреется до +20, а земля – до +15 градусов (дачникам на заметку, – ред.).
Всего в этом хозяйстве шесть тысяч гектаров пашни. Выращивают, в основном, зерновые – овёс, ячмень, пшеницу. Семена закупают в ульяновских же научных центрах. Они лучше всего подходят для наших почв. Несколько лет назад одно предприятие закупило элитные семена в Германии, и в первую же зиму урожай озимых погиб, не выдержав наших морозов.
Увы, несмотря на отличные семена и высокую урожайность, хозяйство, как и многие аналогичные ему, сложно назвать прибыльным.
– По сравнению с 2000 годом, закупочные цены на зерно выросли менее чем в два раза, – объяснил главный технолог хозяйства Ренат Шакиров. – В то же время техника, запасные части и горючее подорожали многократно.
Сказывается и нехватка хорошей техники. Скажем, современный агрегат для вспашки – дискатор – стоит порядка трёх миллионов рублей, плюс ему необходим мощный трактор. А здесь возраст многих агрегатов давно перевалил за 25-30 лет. Да ещё проблемы с запчастями – к старым машинам их уже не выпускают.
– Мой «Т-4» мы собрали из двух тракторов, – рассказал механизатор Рашид Летав. – Пока работает нормально, но если сломается, будут проблемы…
Ещё одна беда хозяйства – нехватка кадров. Не секрет, что зарабатывают аграрии хорошо лишь в страдный период, и то лишь те, кто работает на технике. Прочие же работники – ремонтники, севцы – получают 6-8 тысяч рублей в месяц. Заманить на такую зарплату молодёжь нереально.
– Выжить нам помогает область, – рассказал Александр Ванюшкин. – Дизельное топливо мы получаем по льготным ценам – примерно на 40 процентов дешевле, чем на рынке. Вдобавок благодаря развитию внутриобластного рынка сейчас большая часть нашей продукции раскупается ульяновскими потребителями.
Попрощавшись с нами, агроном вновь погнал служебный «УАЗик» в поле – в страдную пору расслабляться некогда.
Даниил СТАРКОВ