Сегодня «Единая Россия» стоит на историческом перепутье. От того, какой проснётся партия после ближайшего съезда, во многом зависит её будущее. Останемся на тех же позициях, ограничившись косметическим ремонтом, и, возможно, выиграем тактически, провалившись, тем не менее, стратегически. Или пойдём на принципиальные и, вероятно, болезненные трансформации и получим принципиально другой эффект.

Развёрнутая дискуссия о том, где мы с точки зрения идеологии, обсуждение партийных платформ и их содержательного наполнения деятельности являются, безусловно, важным и необходимым шагом обновления «Единой России». Однако определение только своего местоположения не отвечает, на мой взгляд, пожалуй, на главный вызов, с которым мы уже столкнулись осенью прошлого года и который никуда не денется сам по себе. КТО МЫ – «партия жуликов и воров»? Или наше основное конкурентное преимущество – честность и порядочность?!

Отсутствие внятного ответа на данный вопрос угрожает ситуацией, при которой что бы партия ни предпринимала, какие бы амбициозные проекты ни реализовывала, все это будет восприниматься людьми как очередной выгодный кому-то распил. Вне зависимости от уровня принимаемых решений и их полезности, многим будет казаться, что они являются результатом очередного преступного сговора: новый бассейн – значит, бизнес чьих-то родственников или друзей, капитальный ремонт школы – опять «свои» подсуетились и т.д. – вплоть до выделения денег на покупку каких-нибудь новых танков для российской армии. В этом смысле акцент на партию реальных дел будет всё больше девальвироваться приклеенным, хоть и искусственно, но намертво, ярлыком ПЖИВ.

Игнорировать этот факт – значит сознательно сдавать свои позиции. Бездействие в уже сложившейся ситуации приведёт лишь к увеличению группы людей, настроенных критически к любым действиям партии и её лидерам априори. Прежде всего, за счёт вхождения в активный избирательный возраст будущих Ломоносовых, но пока еще сегодняшних старшеклассников и студентов первых курсов – активных и честных молодых ребят (которые, к слову, могли бы стать нашей опорой), но на данный момент имеющих объективно недостаточный образовательный уровень и взгляды на жизнь через чёрно-белую призму.

Можно сколько угодно сетовать на колоссальную роль интернета, который в возрастной группе до 45 лет уже вытеснил телевидение, ссылаться на противников с их нечистоплотными методами ведения борьбы, пытаться противостоять посредством старых приемов и привычных медиа, но с каждым днём такая стратегия будет только способствовать превращению «Единой России» из партии-победительницы в партию-аутсайдера.

Что делать? Ответ на поверхности. Стать не только более мобильными и независимыми (прежде всего от исполнительной власти всех уровней) в вопросах широкого спектра, начиная с формирования собственной политической повестки и заканчивая принятием управленческих решений, но и, самое главное, – по-настоящему открытыми. Ничего так лучше не защищает человека/организацию от огульных обвинений в жульничестве и воровстве, как их кристальная прозрачность, и, напротив, любая недосказанность даёт пищу для всевозможных инсинуаций на ровном месте.

Мы были первыми, кто ещё три года назад сделал обязательной процедуру внутрипартийных праймериз. Мы первые из всех политических партий, кто в настоящее время обсуждает идею прямых выборов секретарей региональных отделений. Мы должны и можем стать первыми, кто изменит «правила игры» таким образом, что ни у кого не возникнет даже малейшей мысли заподозрить в нечистоплотности и коррумпированности тех, кто является лицом партии на всех уровнях, начиная с самого маленького муниципалитета (депутаты, органы внутрипартийного управления, чиновники, поддержанные «ЕР», и т.д.).

Сегодняшний день (отдельное спасибо оппозиции) предоставляет нам уникальный шанс перейти к более активным действиям: тут и запрос всего общества на честную власть, и попросту невозможность продолжать собственное развитие в нынешнем состоянии. Очевидно, что номенклатурная система, особенно на местах, будет усиленно сопротивляться любым нововведениям, ведь для многих такая перестройка будет сопровождаться потерей собственной власти, но другого пути, и, я боюсь, другой такой возможности, уже не будет. Либо мы даём чёткий сигнал стране и своим однопартийцам о том, что мы запускаем механизмы самоочищения и повышения прозрачности, либо остаёмся хоть и единственными в своём роде с таким багажом полезных дел, но лишь одной из многих партий с подмоченной репутацией и неуважительным отношением населения.

В этой связи предлагаю начать дискуссию (возможно, с использованием технологий краудсорсинга) о том, что можно изменить процедурно, дабы изначально отсечь попадание на любой руководящий пост и место в избирательном списке людей с сомнительной репутацией и темным прошлым.