Сергей РАШПИЛЬ
Самому старшему из них было под пятьдесят, а самому младшему только что исполнилось 15. Все они были земляками — уроженцами Дрожжановского района республики Татарстан. Русские и чуваши, татары и мордва — они уходили все вместе, забыв разницу в вере, нации, возрасте и даже былые драки улица на улицу. Теперь у них был один враг — страшный, суровый, беспощадный. Стальные армады непобедимого рейха пришли, словно из ада, чтобы топтать их землю, а они молча приняли вызов.
Я смотрю на старую пожелтевшую страницу, которой уже 71 год… Длинный список солдат. Наверное, их замполит второпях делал последнюю запись в старой школьной тетради, заботливо подложив офицерский планшет.
Вот отец моего двоюродного брата Михаил Мигулкин, 1904 г.р. В 41-ом ему было 34 – матерый, уже знающий себе цену мужчина. А вот Федор Мускатинов. Всего-то ему 19. Надпись напротив: «уточнить дату». Атаулла Назмутдинов — 1902 г.р. Пропал без вести в октябре 41-го…
А вот и мой двоюродный дед Сергей Осипов, 1916 г.р. Ушел на фронт в 25 лет. Моя мама говорила, что он убежал с одной гармошкой, просто присоединился к своим землякам. Напротив фамилии запись: «Музыкант, пропал без вести. Март 1942 года…». Он погиб молодым красивым парнем. Моя мама тихо плачет, глядя на старую пожелтевшую страницу, вырванную из школьной тетради командира…
А сколько было таких сел, деревень, городов в огромной стране? На фронт уходили из дальних кишлаков Средней Азии, из суровых аулов Кавказа, из холодной тайги Сибири, из сопок Дальнего Востока.
Когда я общаюсь со внуками, с детьми, с братьями Мускатиновых, Осиповых, Мигулкиных, Назмутдиновых, понимаю: они уходили на фронт ради нас, ради нашей страны, ради нашей земли.
Помним, верим и знаем – это было не зря!