Юрий КОРАБЛЁВ
Согласно постановлению правительства Ульяновской области от 28 февраля 2012 года N 94-П объявлено «О проведении областного конкурса «Девиз Ульяновской области» с 6 марта по 8 июня 2012 года. Сколько-нибудь внятных объяснений, почему областные власти решили отказаться от старого девиза «Ульяновская область к взлету готова», так и не последовало. В «Постановлении…» сказано лишь, что новый девиз ищется в целях «формирования и укрепления патриотизма и регионального самосознания населения Ульяновской области». Но разве не к этим же самым целям нас, то есть население, должен был сподвигнуть старый девиз? Поскольку девизы, даже у нас в России, так просто не меняют, попробуем разобраться самостоятельно, что стало причиной такой девизной рокировки.

Фальшвзлет

Старый девиз «Ульяновская область к взлету готова» основывался на надеждах областных властей на то, что еще чуть-чуть и «Авиастар», наконец-то, заработает на полную мощность, что даст резкий толчок к развитию всей промышленности и инфраструктуры области. В прошлом году губернатор Сергей Морозов и руководство «Авиастара» неоднократно на всех уровнях заявляли, что до конца 2011 года на авиапредприятии будут собраны 11 самолетов. Это повторялось даже тогда, когда и не специалистам было уже ясно, что это всего лишь очередная порция несбыточных мечтаний. Еще неоднократно заявлялось о том, что в октябре 2011 г. будет собран первый летный образец самолета ИЛ-476, его летные испытания должны были начаться в апреле 2012 года. Как заявил губернатор на встрече с с работниками «Авиастара» 1 марта, летный образец тогда еще только дособирался. Теперь его летные испытания могут начаться не ранее осени. Ни одного контракта на приобретение этого самолета до сих пор нет.

Единственными реальными результатами амбициозных планов губернатора Морозова в ушедшем году стали лишь завершение летно-конструкторских испытаний самолета Ту-204-300, собранного для «Специального летного отряда «Россия» Управделами Президента РФ, да регистрация в июле товарного знака «Авиационная столица России». Звучит, конечно, гордо. Вот только подкрепить знак реальным авиационным товаром «Авиационная столица России» оказалась не в состоянии.

Активный вице-премьер

С конца прошлого года, после прохождения авиасалонов МАКС и МАТФ, амбициозные планы о рывке авиастолицы перестали озвучиваться местными властями и руководством «Авиастара». Их сменил очень деятельный, только что назначенный вице-премьером, Дмитрий Рогозин. Ранее он занимал должность спецпредставителя президента РФ по взаимодействию с НАТО в области противоракетной обороны. То есть, должен был противодействовать планам НАТО двигать свою противоракетную оборону на восток Европы, ближе к границам России. Как известно, агрессивных натовцев не смутили ни бурная деятельность господина Рогозина на этом поприще, ни его смелые заявления на эту тему. Они, как разворачивали, так и продолжают разворачивать свои противоракетные комплексы в странах бывшего Варшавского договора и СССР.

Сменив дипломатическое поприще на промышленное, Дмитрий Рогозин остался верен себе. Во время своего визита в Ульяновск в январе этого года он заявил о том, что на мощностях «Авиастара» планируется строительство транспортных самолетов ИЛ-476 для нужд военных. По его планам, до 2020 года в Ульяновске должно быть произведено «более 100» таких самолетов. А что, срок большой, за это время многое изменится, кто тогда вспомнит, что обещал в Ульяновске вице-премьер? Тем более, что в январе он не назвал ни одного реально подписанного контракта, в том числе с потенциальным покупателем ИЛ-476 — минобороны РФ.

Почему не взлетели

Еще более туманны перспективы возобновления сборки в Ульяновске «Русланов».

Это связано с ценой самого самолета. Для того, чтобы окупить затраты на возрождение производства Ан-124 в Ульяновске, нужно произвести 60 «Русланов» по цене 300 млн. долларов за машину. Ранее называлась цена в 140 млн. долларов. Отсюда и затяжные споры о цене, способные похоронить саму идею возобновления сборки самолетов.

Не готов к рывку и сам «Авиастар-СП». Если бы еще год-два тому назад руководство России объявило о возрождении тех 500 заводов, которые в 80-е годы работали на «Авиастаре», а руководство «Авиастара» об открытии специальных технических училищ для обучения рабочих, о программе возвращения на предприятие старых кадров, даже пенсионеров, которые выступили бы в качестве наставников рабочей молодежи, то в серьезность намерений властей и руководства авиазавода можно было бы поверить. А сегодня самолеты, да еще в таком количестве, собирать некому и не из чего.

«Сухой остаток»

Что остается в «сухом остатке»? Совсем немного от того, что обещал вице-премьер Рогозин. Сроком на три года подписан контракт между минобороны РФ и руководством «Авиастара». Согласно контракту, «Авиастару» предстоит модернизировать шесть самолетов Ан-124 «Руслан», принадлежащих военно-транспортной авиации РФ, два из которых уже прибыли в Ульяновск. В этом году ожидается прибытие третьего самолета.

«Волга-Днепр» уже несколько лет подряд заявляет, что в среднесрочной перспективе готова купить до 40 Ан-124–100. Еще шесть-семь машин, вроде бы, хочет приобрести авиакомпания «Полет». Вопрос упирается в цену самолетов. Давно ведутся разговоры о желании приобрести новые версии наших самолетов последовательными военными и экономическими союзниками США — Арабскими Эмиратами и Кувейтом. Но и здесь дальше разговоров дело не идет. Несмотря на многочисленные заявления о явной потребности военного и гражданского мировых рынков в самолете Ан-124, решения правительства России о возобновлении его выпуска на «Авиастаре-СП» до сих пор нет.

Флагман или ремзавод?

Последняя информация о реальной работе по реализации контрактов на «Авиастаре» это сообщение о том, что из Комсомольска-на-Амуре прибыл первый самолет Sukhoi Superjet 100, на котором будут смонтированы детали интерьера. На проведение демонтажа технологической оснастки, подготовку рабочих мест, изготовление необходимого оборудования и закупку вычислительной техники предприятие уже потратило порядка десяти миллионов рублей. В Ульяновске будет осуществляться монтаж кухонных и туалетных модулей, боковых и потолочных панелей, гардеробов, перегородок, пассажирских кресел и кресел бортпроводников. На «Суперджеты» установят аварийно-спасательное оборудование и средства противопожарной защиты. Также будет проверена работа систем светотехнического, кухонного и кислородного оборудования. Еще на предприятии, арендующем территорию на «Авиастаре» ведется покраска таких самолетов. Согласитесь, для обычного ремзавода все это было бы даже роскошно. Но для предприятия, претендующего на роль флагмана «Авиационной столицы России», маловато будет?

Гулять, так гулять!

От столичности Ульяновску остается лишь помпезность. Уже заявлено, что международный авиатранспортный форум, который пройдёт в Ульяновской области 23-25 августа 2012 года на территории аэропорта «Восточный», посетят не менее 100 тыс. зрителей. Проведение авиафорума может стоить более 20 млн. рублей бюджетных средств. Согласно конкурсному заданию на проведение шоу, организаторы должны пригласить на него не менее двух пилотажных групп, авиамоделистов, парапланеристов, парашютистов, дельтапланеристов, не менее шести судов малой авиации, не менее трех судов транспортной и пассажирской авиации. На выставку авиатехники нужно собрать не менее 50 воздушных судов. Сопровождать авиашоу должны выступления творческих коллективов Ульяновска и, как минимум, одной звезды российской эстрады. Первая попытка провести торги на право проведения конкурса уже прошла. Но торги были признаны несостоявшимися, так как была подана всего одна заявка. Совсем как с договорами на строительство самолетов…

Так что желание властей сменить девиз области базируется отнюдь не на пустом месте. После нескольких лет шума-гама по поводу предстоящего взлета, мы, кажется, уже совсем прилетели. Какой девиз, а значит, и какую направленность примут очередные пиар-акции областных властей, мы узнаем после 12 июня, когда будут подведены итоги конкурса.