26 ноября прошлого года в «Симбирском курьере» была напечатана моя заметка «Поставить последнюю точку. Бронзовую». В ней я рассказал о том, что весной 1965 года мне пришлось заняться оформлением постамента памятника И.А.Гончарову, который прибыл пустым, без единой надписи. Мало того, что удивила крайне неудобная поза писателя (попробуйте писать на правом подлокотнике, положив правую ногу на левую), так еще предстоит открывать безымянный памятник. Меня попросили срочно сделать проект, что я и выполнил: чертеж с указанием местоположения и размеров накладного бронзового факсимиле (для которого вычертил и шаблон в натуральную величину) и сгруппированных в квадрат цифр рождения и смерти писателя (они проектировались врезанными в поверхность постамента). Накладную надпись отлить не успели, пообещав на будущее, и, как водится, потом забыли. Как временная мера было сделано легкое углубление на месте и по форме моего шаблона, которое и дожило до наших дней. Оно почти не читается, вот я и писал, что «уж к двухсотлетию-то надо поставить последнюю точку: на плохо читаемые бороздки наложить литую бронзовую надпись-факсимиле толщиной миллиметров в пять-шесть то есть довести дело до конца».

Проходя мимо, все поглядывал, не украсился ли постамент благородной накладкой. «Наверное, поставят ближе к торжествам», – решил я, но не утерпел и в полдень 18 мая позвонил Володиной, директору музея Гончарова. Она, сверхзанятая подготовкой музейного центра, была не в курсе дел с надписью и посоветовала позвонить председателю комитета по культурному наследию Хаутиеву. От него я узнал, что никого моя заметка не затронула за живое, что никакого намерения довести постамент до ума не появлялось и он останется с крашеной надписью, как на деревенском кладбище. Я услышал много бюрократических формулировок о том, сколько долгих стадий и согласований должно пройти, прежде чем запроектированная мною в 1965 году бронзовая надпись сможет наконец занять свое, давно известное, место. Вот надо затребовать паспорт, поднять проект и т.д… А откуда его поднимать, если мой чертеж еще 47 лет назад наверняка измочалили камнерезы, согласно ему вырезавшие цифры и буквы.

Я мог бы начертить и заново – и снова, как и 47 лет назад, не попросил бы ни копейки, но ведь никто ко мне не обращался. А сейчас я услышал: а где доказательства, что надписи делались по моему проекту? И вот, мол, есть записи в паспорте памятника, и записанное там незыблемо и неизменно. Это, видимо, оттуда я и цитировал в заметке: «В верхней части лицевой грани постамента вырезана надпись «И.Гончаров». Так вот, эта вырезка-углубление сравнительно недавно заполнена какой-то темной блестящей массой, практически уничтожившей заглубление и столь же плохо заметной. Значит, уничтожать заглубление во вред восприятию можно, а ставить традиционную для памятников накладную надпись (да еще по настоянию автора) нельзя? Что-то похоже на оправдание бездеятельности. Еще можно исправить это упущение и отлить либо вырезать из листа меди или бронзы площадью всего-то 0,1 кв.м. Шаблон вычерчу за полдня. Неужели отложим до следующего юбилея?

Лев Нецветаев