В четверг, 24 мая, на внеочередном заседании Законодательного собрания будет рассматриваться законопроект «Об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 2011 год». Накануне заседания министр финансов региона Ольга Степановна Максимушкина ответила на несколько вопросов «Медиа 73».
– Ольга Степановна, почему так поздно рассматривается исполнение бюджета за прошлый год? Ведь уже прошло почти полгода 2012 года.
– Это связано с тем, что исполнение бюджета очень тщательно проверяется всеми надзорными органами, это колоссальная работа. Кстати, исполнение бюджета Российской Федерации будет рассматриваться еще позже.
– Теперь Вы уже можете сказать, как выполнен бюджет 2011 года?
– Доходная часть бюджета Ульяновской области выполнена на 104,9%, что выше от запланированного. В областной бюджет поступило собственных доходов в сумме 18 млрд. 505 млн. рублей, что на 2 млрд. 382,2 млн. рублей больше поступлений 2010 года. Общий объём безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2011 году или, другими словами, финансовая помощь составила 12 млрд. 625 млн. рублей.
Всего по доходам весь бюджет исполнен в сумме 31 млрд. 130 млн. рублей, а по расходам – в сумме 32 млрд. 235 млн. рублей. Таким образом, бюджет региона в 2011 году исполнен с профицитом, который составляет 1 млрд. 105 млн. рублей.
В целом исполнение бюджета составляет 98,5%. Невыполнение идет только по средствам, которые были получены в конце года, то есть их не успели израсходовать.
– За счет каких средств пополнялся бюджет?
– Основными доходным источником у нас остается налог на прибыль организаций. Он занимает лидирующее положение, как по удельному весу, так и по абсолютной сумме поступлений – 6 млрд. 79,4 млн. рублей или 32,9% от общей суммы налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с 2010 годом сумма поступлений увеличилась на 708,5 млн. рублей. Наибольшую долю поступлений обеспечили предприятия следующих видов экономической деятельности: транспорт – 23,4 %; обрабатывающее производство, без производства пищевых продуктов, включая напитки – 17 %; финансовая деятельность – 13,9 %; оптовая и розничная торговля – 11,1 %.
Следующим по значимости доходным источником в структуре налоговых доходов является налог на доходы физических лиц, поступления которого в 2011 году составили – 4 млрд. 746,8 млн. рублей или 25,6 % от общей суммы налоговых и неналоговых поступлений.
Также в прошлом году на 1 млрд. 19 млн. рублей увеличилось поступление акцизов и составило 3 млрд. 896,0 млн. рублей.
Если сравнивать поступления доходов с 2010 годов, то поступления в 2011 году по собственным доходам увеличились на 2 млрд. 383 млн. рублей. По безвозмездным поступлениям – это и дотации, субсидии, субвенции и прочие поступления – регион получил в 2011 году из федерального бюджета на 787 млн. рублей больше, чем в предыдущем.
Кроме того, Ульяновская область стала одним из 20 регионов, получивших правительственный грант в сумме 218 млн. 634 тыс. рублей за достижение наилучших показателей по наращиванию регионального налогового потенциала, за активную инвестиционную деятельность и развитие экономики в целом. Я считаю, что это высокая оценка региона.
– На какие цели пошли средства гранта?
– Грант не имеет целевого назначения. В результате было принято решение направить эти федеральные средства не на текущие расходы, а на развитие региона, а точнее – на развитие промышленных зон на территории региона, строительство ФОК в р.п. Новоспасское, а также на развитие инновационной деятельности.
– На что конкретно использовались бюджетные средства в 2011 году?
– Если говорить об отраслевой структуре расходов бюджета, то в общем объёме расходов наибольший удельный вес по-прежнему занимают расходы социального блока – 61,5 %. Расходы на национальную экономику составил 14,9 %, межбюджетные трансферты общего характера муниципальным образованиям области – 9,5 %.
Расходы социального блока по сравнению с 2010 годом (в сопоставимых условиях) увеличились на 2 млрд. 751 млн. рублей или на 16,1 %.
Социальная политика занимает ведущее место в расходах, в 2011 году на нее было направлено 8 млрд. 893,8 млн. рублей. Принятые Ульяновской областью расходные обязательства по предоставлению мер социальной поддержки граждан были выполнены в полном объёме. Значительную долю расходов по отрасли занимают ассигнования на социальное обеспечение населения области (82,2 %) и составляют 7 млрд. 309,2 млн. рублей. В 2011 году в полном объёме предоставлены меры социальной поддержки гражданам регионального регистра – это ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, ветераны труда Ульяновской области. Расходы на предоставление мер социальной поддержки вышеназванным категориям граждан составили 2 млрд. 547,6 млн. рублей. Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам и инвалидам составили в 2011 году 1 млрд. 606,7 млн. рублей, в том числе в 2011 году, наряду со ставшими традиционными, реализовывались новые виды социальной поддержки участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % платы.
К уровню 2010 года расходы по отрасли «Образование» в сопоставимых условиях увеличились на 967,7 млн. рублей и составили 5 млрд. 432,8 млн. рублей. Наибольший удельный вес (63,5 %) в общем объёме расходов составили межбюджетные трансферты, в том числе на финансовое обеспечение образовательного процесса в муниципальных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы – 2 млрд. 832,6 млн. рублей, что на 137 млн. рублей больше соответствующих расходов 2010 года.
Расходы на здравоохранение составили в общей сумме 4 млрд. 360,4 млн. рублей. По сравнению с 2010 годом (в сопоставимых условиях) этот показатель выше на 1 млрд. 37,5 млн. рублей или на 31,2 %. Из общей суммы фонду обязательного медицинского страхования на страхование неработающего населения были перечислены средства в сумме 1 млрд. 117,2 млн. рублей, что на 328,4 млн. рублей выше расходов 2010 года. В целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, в 2011 году началась реализация областной целевой программы «Модернизации здравоохранения Ульяновской области» на 2011 – 2012 годы. В целом на финансирование Программы модернизации здравоохранения Ульяновской области в 2011 году было направлено 1 млрд. 199,9 млн. рублей.
Расходы по отрасли «Культура, кинематография» сложились в сумме 578,5 млн. рублей. По сравнению с 2010 годом (в сопоставимых условиях) расходы увеличились на 249,1 млн. рублей. Областным учреждениям культуры на выполнение ими услуг в соответствии с государственным заданием было направлено 279,9 млн. рублей.
Расходы на реализацию мероприятий областной целевой программы «Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы составили 59 млн. рублей. Средства были направлены на проведение ремонтных работ в Сурском и Тетюшском сельских домах культуры, предоставление грантов победителям Всероссийского конкурса культурных проектов «Современная культура России на территории Ульяновской области», предоставление грантов победителям областного конкурса творческих проектов муниципальных образований «Территория муниципального образования как партнёр города Ульяновска – культурной столицы».
В 2011 году продолжалась реализации областной целевой программы «Развитие библиотечного дела в Ульяновской области на 2008-2012 годы». Финансирование названной программы в отчётном году освоено в полном объёме в сумме 17,5 млн. рублей.
За 2011 год на развитие физической культуры и спорта было направлено 438,1 млн. рублей. По сравнению с 2010 годом расходы увеличились на 102,5 млн. рублей.
На развитие дорожного хозяйства области в 2011 году было направлено 1 млрд. 384,5 млн. рублей. По сравнению с 2010 годом расходы областного бюджета на дорожное хозяйство увеличились в 2,6 раза.
На реализацию областной целевой программы «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах» в 2011 году было направлено 1 млрд. 162,1 млн. рублей, в том числе на строительство 1 очереди мостового перехода через реку Волгу в г. Ульяновске – 651,9 млн. рублей, на реализацию мероприятий в области дорожного хозяйства – 416,3 млн. рублей.
На дорожное хозяйство привлекались и кредиты федерального бюджета в сумме 840 млн. рублей.
– То есть их надо будет возвращать, да еще и с процентами…
– Да, мы их обязательно будем отдавать, но они не большой нагрузкой ложатся на бюджет: эти кредиты пятилетние и дешевые. Зато своевременно будут выполнены расходные обязательства. Кредитные деньги ушли на ремонт дорог и строительство автодороги «Ульяновск-Димитровград-Самара».
Отрасль «Сельское хозяйство» в 2010 году тоже получали кредиты из федерального бюджета и дотации – безвозмездные средства, потому что была сложная климатическая ситуация – засуха. И если бы мы эти средства не получили, сельхозтоваропроизводителям было бы очень тяжело. Эти федеральные деньги помогли обеспечить работу всего сельскохозяйственного комплекса. В 2011 году ситуация уже была полегче. На сельское хозяйство направили 1 млрд. 762 млн. рублей. Таким образом, по сравнению с 2010 годом расходы увеличились на 6,7 %. Выделенные средства были направлены на приобретение минеральных удобрений, химических средств защиты растений, на развитие животноводства, растениеводства, семеноводства, овощеводства, на субсидирование процентных ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам, на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, на приобретение сельскохозяйственной техники, на улучшение жилищных условий граждан, а также молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности и т.п.
Как видите, во всех отраслях растут не только доходы, но и расходы. Чем больше мы соберем доходов, тем наполняемость расходной части будет больше.
Одной из основных обязанностей областного бюджета – это оказание финансовой помощи муниципальным образованиям. Она оказывается в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субвенций и субсидий. За 2011 год финансовая помощь муниципальным образованиям Ульяновской области оказана в общем объёме 9 млрд. 761,5 млн. рублей, что на 9,6 % выше уровня 2010 года. Ощутимый рост был обеспечен в финансировании модернизации региональной системы общего образования на 196,7 млн. рублей и финансировании образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы – на 492,2 млн. рублей.
Несмотря на благополучное исполнение областного бюджета 2011 года, стоит отметить пересмотр расходных обязательств в течение финансового года. Так, решение федерального центра по поэтапному доведению средней зарплаты учителей до уровня средней зарплаты по экономике в регионе было принято уже в ходе исполнения утвержденного на 2011 год бюджета. Тем не менее, поставленная задача была выполнена, для этого из областного бюджета было дополнительно выделено 298,3 млн. рублей.
Важной особенностью бюджетной политики прошедшего года стал переход 38 областных учреждений со сметного финансирования на работу по государственным заданиям на оказание государственных услуг. Это позволило на практике проработать новый механизм финансирования бюджетных учреждений и обеспечить с 1 января 2012 года полномасштабный переход на функционирование учреждений в новых условиях.
В целом же основные поставленные перед нами задачи на 2011 год были выполнены – обеспечен стабильный рост собственных налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, профинансированы все социальные обязательства, созданы необходимые условия для стабильной работы учреждений социально-культурной сферы.
Ирина Антонова
Правдоруб
ЛОЖЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!! ЛОЖЬ!!!!!!!!!!!!!!!!! Министерство финансов очень любит федеральное финансирование любой отрасли выдавать за областное!!!!!! Причем само министерство ничего АБСОЛЮТНО для того чтобы пришли федеральные средства в регион не сделало, это только заслуга отраслевых ведомств !!! Уверенный не профессионализм на уровне бухгалтерии колхоза “Путь в никуда” 60-х годов прошлого столетия!!! Стыдно должно быть!!!!
Во-во
Кругом пилежь и грабеж!!!
Районник
Знаю ситуацию изнутри. На бумаге в нашем минфине все красиво, а когда доходит до финансирования появляются “мильон терзаний” и деньги остаются только обещаниями в виде “возможных допдоходов в будущих кварталах”. Они всеми силами стараются сэкономить и не дать деньги на экономику, чтобы в конце года получить хорошие премии в виде “сэкономленных бюджетных средств. Ситуация реально аховая.
На пенсию!
Максимушкину – на пенсию!
Lopuh
Доходы бюджета – 31 млрд 130 млн. Расходы – 32 млрд 235 млн. Откуда ПРОФИЦИТ???? Кто не знает терминов, г-жа министр или журналист?????
Дед ведун
Смешно до коликов, неужели Губернатор не понимает что финансами области должен управлять( именно управлять а не распределять по принципу – кому хочу тому и выделяю деньги!) профессиональный министр современной формации а не бабушка на грани маразма!? Позор!
близкий к минфину
А откуда взять этого профессионального министра? Думаете профессионалы будут управлять в пользу области? В карман будут класть и не думать о других.
О!
http://cs5893.userapi.com/u65480041/154952269/x_79b311c4.jpg