Ева Невская
Перевод госуслуг в электронный вид оказался на грани срыва.
Осенью прошлого года в России начался запуск первого этапа одного из самых масштабных проектов последнего времени – межведомственного электронного документооборота.
С 1 октября граждане и бизнес избавлены от необходимости сбора множества справок, которые нужны им для получения документов в федеральных органах власти. Если такие данные уже есть в распоряжении чиновников, они сами обязаны обмениваться информацией с коллегами из других ведомств.
Причём в электронном виде. Пока речь идёт о 14 таких услугах, касающихся, в частности, регистрации прав собственности на имущество, оформления загранпаспортов и т. д. А до 2013 года, согласно распоряжению правительства России, в электронный вид должны быть переведены все приоритетные услуги.
Регионы должны подключиться к этому электронному межведомственному диалогу позднее, 1 июля 2012 года. То есть с середины этого года всю работу по обмену между ведомствами справками возьмут на себя ещё и местные власти. Кстати, именно на них и приходится выдача наиболее значительной части документов гражданам.
Готов ли Ульяновск «влиться» в этот масштабный проект по электронному документообороту? Подводя итоги проделанной работы, зампред правительства Светлана Опёнышева подчеркнула, что Ульяновская область рискует не выполнить требования Федерального закона № 210 о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Даже несмотря на то, что похожая ситуация наблюдается во многих других регионах России, это не снимает с нас ответственности за несоблюдение сроков реализации проекта.
Во-первых, по словам Светланы Опёнышевой, не разработан ни один региональный сервис – нет на это средств. Во-вторых, оказание каждой услуги предполагает создание сложного механизма, отладку многостадийного процесса. Для этого между органами государственной и муниципальной власти прежде всего должно быть установлено межведомственное электронное взаимодействие. Однако на деле претворить эти планы в жизнь оказалось нелегко. По данным по проектированию электронных сервисов в субъектах Российской Федерации, из 33 электронных сервисов, которые требуется разработать для предоставления сведений от РОИВ и ОМСУ, ни один из них не разработан и не прошёл одобрение для промышленной эксплуатации.
Как оказалось, межуровневое взаимодействие органов власти даже в рамках одного ведомства отладить тоже не просто, в том числе и «состыковаться» с их федеральными головными структурами. На сегодняшний день сформирована заявка на доступ к 30 федеральным электронным сервисам, но доступ ни к одному из сервисов не прошёл тестирование. А значит, не подтвердил свою работоспособность.

СПРАВКА «УЛЬЯНОВСКОЙ ПРАВДЫ»
Согласно исследованию, проведённому Минэкономразвития совместно с Высшей школой экономики, стоимость регистрации транспортных средств для граждан сократилась с 1835-3935 рублей в 2010 году до 1438-2869 рублей в 2011 году. Тем не менее время на получение услуги возросло со 108 до 153 минут.