Из улицы Федерации хотят сделать Арбат по-ульяновски, по приблизительным подсчётам, уже лет десять. Но дальше обсуждений и составления проектов дело так ни разу и не зашло. В последнее время этот вопрос обсуждают всё чаще. По инициативе краеведа Сергея Петрова и директора НП «Ульяновский городской социально-деловой центр» Виктора Сидоренко 5 июня дискуссию вынесли на площадку Общественной палаты. Архитекторы, краеведы, представители власти и бизнеса, общественники и сами жители улицы постарались сделать разговор максимально конкретным: перейти от идей к реальным планам по реконструкции.

Мощёные тротуары, уютные кафе, магазинчики с сувенирами, мастерские и творческие студии, клумбы и скамейки – всё это на фоне отреставрированных старинных фасадов. Вот какой хотят видеть улицу Федерации Сергей Петров и Виктор Сидоренко. Впрочем, их представления разделяют почти все жители города. Сейчас этот уголок старинного города заброшен и буквально задавлен десятками автомобилей, беспорядочной пестрой рекламой, дороги летом разбиты, зимой не чистятся, а уникальные фасады старых домов осыпаются. Улица Федерации – одно из немногих мест в центре Ульяновска, где сохранились памятники архитектуры XVIII-XIX веков. 80% застройки – из позапрошлых веков. Сегодня улица Федерации становится бизнес-центром, предприниматели буквально с боем пытаются выкупить там помещения под офисы. Пока улица не является государственно-охраняемой территорией, собственникам ничего нельзя запретить переделывать. «Если мы не возьмёмся за этот проект сейчас, то очень скоро потерям улицу как памятник истории», – говорит Сергей Петров.

Улица является центром исторически: рядом расположен рынок, основные транспортные развязки. «Ежедневно по ней проходят сотни, тысячи людей, и этим нужно воспользоваться», – считают инициаторы реконструкции. Бизнесмены, чьи офисы расположены на улице Федерации, тоже хотят пользоваться этим с максимальной выгодой. Если за реконструкцию улицы власти возьмутся всерьёз, они согласны переделывать вывески в соответствии с архитектурной задумкой, запрещать парковки у входов, не делать пристроек, но при одном условии: если улица действительно станет так хороша, что привлечёт ещё больше людей. «Мы не хотим быть заложниками чужого безделья и халатности», – говорят предприниматели.
Даже если на улице приведут в порядок фасады, вряд ли она станет вторым Арбатом, пока людям негде пройти из-за наставленных машин. Но идея сделать улицу пешеходной тут же встречает множество сложно разрешимых проблем. Во-первых, сложно перекрыть движение в центре города, где оно и без того затруднено. Во-вторых, как быть со специализированным транспортом, который постоянно подвозит товары в кафе и офисы, расположенные на улице? В-третьих, где оставлять машины самим офисным работникам и посетителям кафе, если нигде поблизости, пусть даже на соседних улицах, парковки не предусмотрены?
Прозвучало предложение оставить одну полосу дороги и разрешать въезд только по пропускам: спецтранспорту и поставщикам. А для клиентов и работников парковку построить. Один из предпринимателей даже наметил места: «За шашлычной есть территория, где поместится машин пятьдесят, и участок близ Федерации-18, у автосервиса, там есть место примерно для тридцати машин». Сергей Петров отметил, что не принципиально важно делать улицу полностью пешеходной: главное, чтобы машины не мешали людям гулять.
Сколько же будет стоить реконструкция улицы? Ни один из экспертов пока не смог назвать даже примерной стоимости проекта. От архитекторов поступали заявки-предложения, где называлась цена 2,5 миллиарда рублей. Но в этих проектах «захватывались» также улицы Марата и Мира, и касались они только внешней отделки. Нынешний зампред Общественной палаты Виталий Тур как архитектор участвует в обсуждении этого проекта с 90-х годов: «Ещё тогда мы выяснили, что под улицей проходит водовод подземной реки, который надо ремонтировать, прежде чем приступать к ремонту дорог и всего остального. Этот подземный ремонт – самая дорогая часть реконструкции. В 90-х, вместе с ремонтом дороги, это стоило
2,5 миллиарда. Представьте, насколько выросла эта сумма сейчас».
Но начинать нужно даже не с инфраструктуры. В первую очередь нужно защитить улицу от произвола частников: составить реестр исторических объектов и документально сделать улицу памятником архитектуры. Цена вопроса – 400 тысяч рублей. Деньги обещали перечислить только к концу года. Чтобы идея опять не повисла в воздухе, председатель Общественной палаты Нина Дергунова порекомендовала всем заинтересованным лицам облечь свои мысли в конкретную форму, чтобы успеть выступить с чёткими предложениями до того, как правительство начнёт составлять бюджет на следующий год: «Если к сентябрю мы не представим правительству рабочий проект, то в следующем году опять останемся без денег для своей идеи».

Екатерина Нейфельд