Что делает с людьми современная российская власть, можно проследить, наверное, на многих индивидуумах, если посмотреть на них до и после.
Мне кажется показательным в этом смысле пример бывшего теннисиста, занимавшего одно время первую строчку мирового рейтинга, Марата Сафина.
Я помню его интервью в разных изданиях тех времен, когда он еще играл. Отвечая на вопросы, он был всегда независим, умен, раскован, иногда резок. Небольшому поклоннику тенниса, мне, тем не менее, было интересно эти интервью читать, как бывают интересны вообще мысли умного человека. В Сафине уживались сильный интеллект, спортивное мастерство и, я бы сказал, мудрость не по годам.
Но вот в 2009 году он оставил большой спорт.
Некоторое время отдыхал, поднимался на горные вершины, путешествовал по континентам. Жил, словом, для себя. В прошлом году стал заместителем председателя федерации тенниса России, дав в этом качестве интервью журналу «Итоги». В этом интервью я его уже не узнал. Резиновые, казенные фразы, обход острых углов, уклончивость.
От былого блеска и ума в тексте не осталось и следа. Как будто его полили неким химическим раствором и он превратился в размытое пятно. И это в 30 лет, когда все должно быть еще впереди.
Перед декабрьскими выборами в Госдуму Сафин появился в списке кандидатов от «Единой России», а после выборов стал депутатом. И стерся напрочь. Приходилось видеть его в зале заседаний, в костюме, в той серой массе, которую представляет из себя думская фракция единороссов. Не знаю, что он в этой массе теперь делает. Наверное, голосует, причем так, как скажут Грызлов и прочая бюрократическая пена. За ужесточение наказаний за участие в митингах и демонстрациях, за осуждение думской оппозиции, за антинародные законы и укрепление полицейщины в стране. И за все прочее, что вызывает все большее раздражение в обществе. Зачем все это понадобилось Марату Сафину, не очень понятно.
Он весьма состоятельный человек, долларовый миллионер, имеет бизнес в разных сферах, и у него были все возможности жить независимо от власти, оставаться ориентиром (или кумиром) для молодых теннисистов не только в России, но и во всем мире. Для влияния на власть предержащую было достаточно его имени. Жить, короче, достойным человеком, а не серым пятном в серой массе. Однако что-то в Сафине надломилось.
Либо надломили. Надавили, может быть, как раз через бизнес и расчеловечили, что властям с успехом пока удается делать. Но удается, тем не менее, не со всеми. Не удалось же, например, с экс-чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым, с руководителем рок-группы ДДТ Юрием Шевчуком. Да мало ли еще с кем.
Сергей Поленов