В связи с 200-летним юбилеем И.А. Гончарова возрастает интерес к главному герою его творчества – И.И. Обломову. Это не может не радовать, но при этом следует помнить, что многие современники Гончарова угадывали в Обломове его автора, и Иван Александрович не возражал. Это обстоятельство предъявляет к искренним гончарововедам известные требования, а именно: понимание всей глубины образа Обломова.
В нашем же общественном мнении продолжает господствовать «практическая» и уничижительная добролюбовская трактовка Обломова, поддерживаемая и рядом современных филологов, противопоставляющая, в частности, «горизонтального» Обломова «вертикальному» Штольцу, где Обломов представляет по-добролюбовски лень, апатию, диван, а Штольц перпендикулярные благородные начала. Хотя в самом романе мы такого прямолинейного противопоставления не находим: Штольц дополняет Обломова, помогает ему. Роман называется все-таки «Обломов», а не «Обломов и Штольц».
Пластичная и всеобъемлющая оппозиция Обломов – Штольц позволяет, конечно, подверстать под нее все что угодно, даже внешнеполитические экзерсисы, но надо все же помнить роман, где Обломову все равно, зачем «Мехмет-Али посылает корабль в Константинополь».
Нашей губернии, гением Гончарова, выпала честь стать литературным местом рождения российского Обломова, а не местечкового героя, о чем часто забывают многие его исследователи. И это очень меняет дело. Обломов не только и не всегда «диван», «горизонталь», но и «вертикаль», подобно тому как Симбирск/Ульяновск, мифологическая Обломовка, имеет явную вертикаль, заметил один Читатель Улпрессы, в виде Симбирской горы. Все наши великие Обломовы – и Карамзин, и Гончаров, и Ленин – с Симбирской горы наслаждались видом на Волгу-матушку, раскрывающиеся взгляду широкие просторы, и вспыхивало их воображение, разгорались мечты. Эта симбирская вертикаль, может быть, и стала источником их вдохновения.
У нас всегда было много Обломовых, самых разных. Ю.Ф.Горячев был, конечно же, Обломов, крепко державшийся за свой социалистический угол. Обломовы вообще крепко держатся за «свой угол», за свой «мир грез», в отличие от Штольцев. Последним был генерал Шаманов – не потому ли он и пустил нашу Обломовку на «поток и разграбление», и укатил потом в Москву? С С.И.Морозовым новый обломовский дух возрождается в родных пенатах: в нем уже чувствуется другая мечта, и пусть не всегда она удачна, но… надо ведь мечтать!
А размечтавшийся Обломов очень даже может встать с дивана, и тогда – держись, самый яркий пример тому – Ленин, восставший с дивана под влиянием марксовой идеи. Ведь главное в Обломове – именно вдохновение какой-нибудь идеей. Нет ее – и он не в своей тарелке, и может улечься на диван, но как только она у него появилась – прощай диван, и здравствуй открытый океан. Так И.А.Гончаров к удивлению всех своих петербургских знакомых отправился в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада».
В последний свой приезд в Симбирск Гончаров не узнал родной город – так он изменился даже чисто внешне, приобретя много новых больших каменных зданий. Кто же их построил? Ведь Штольц уехал в Петербург…
К истории вопроса
Восходящее к добролюбовской критической линии бинарное понимание «Обломова» неудовлетворительно тем, что представляет его двуликим Янусом, и никогда не знаешь, каким лицом его к тебе обратят.
Николай Добролюбов, социал-демократ и талантливейший наш критик, вкладывая свой смысл в роман, честно предупреждает об этом в начале своей знаменитой статьи «Что такое обломовщина?»: «Нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова». И далее выдвигает главный свой тезис: «Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории», который доказывает потом всем содержанием своей статьи.
Действительно, против такого взгляда на роман сразу же выступили «истые критики» – эстетическое либеральное направление русской критики во главе с А.В.Дружининым: «… творец «Обломова» добился до всего, что истинно, поэтично и вековечно в его создании. Скажем более, через свой фламандский, неотступный труд он дал нам ту любовь к своему герою, про которую мы говорили и говорить будем».
Этот спор в критике продолжался весь XIX век. В начале ХХ века писатель Дмитрий Мережковский подводит ему своеобразную черту, заявляя что роман «Обломов» – это наша «Илиада и Одиссея». Но после катастрофы России Мережковских социалистические реалисты стали поистине молиться на добролюбовскую статью, и трепать «лентяя Обломова», и превозносить «культурно-коммерческого» Штольца.
Трепали Обломова почти весь ХХ век, а он взял и вылез на свет Божий в Европе, где стал модным типом, особенно в Германии. Тамошние студенты в 50-х годах сделали его своим знаменем, и стали протестовать по-обломовски, демонстративно засыпая на лекциях, а в 60-х годах в качестве третейского судьи выступили шведы. Об этом сообщает немецкий исследователь Даниель Шюманн: «Интерпретация гончаровского романа как осуждения социального типа «лишнего человека» опиралась на знаменитую статью Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» В годы Советской власти это был и доминирующий подход к роману. Трактовку Обломова как образа созерцательного мудреца и христианского героя в конце 1960-х гг. предложили шведские литературоведы И.Луриа и М.И.Сейден». Так оригинального Обломова открыли для себя в Европе.
Но для нас это никакое не открытие, а хорошо забытая эстетическая линия русской критики. Она давно сказала, что Обломов – настоящий герой романа, по сравнению с которым Штольц – «голая схема», пусть и положительных качеств, с этим был согласен и Гончаров. Нельзя сегодня забывать, что фигура Штольца была создана для Обломова, чтобы оттенить его образ, а потом, с подачи добролюбовской критики, раздута до неимоверных размеров.
В романе Штольц отнюдь не равновелик Обломову, как это получается у его критиков, поэтому ни о каком «синтезе» их речи быть не может: невозможно соединить живого человека и «голую схему». Наверное, в каждом из нас есть частица Штольца, и в этом все дело. Поэтому он и появился на свет Божий в России, но «чистых» Штольцев, если они и есть, очень мало, по сравнению с Обломовыми. Когда мы «ломаем» себя под Штольца – а мы занимались этим весь ХХ век, то калечим себя, придумываем себе «комплекс неполноценности»: свою натуру-то не переделаешь.
В Европе, кстати, видят, что прямое противопоставление Обломова и Штольца некорректно, и говорят только об Обломове, а Штольц… – это «немножко карикатура на немца» – сказал создатель немецкого киноцикла «Обломов» Харальд Будде.
Однако критическое антиобломовское наваждение не вечно, «против времени закона его наука не сильна», – и оригинальный Обломов сегодня все чаще вылезает на свет Божий и в России, причем там, где его совсем не ожидаешь. Никита Михалков вдруг снимает фильм «Несколько дней из жизни Обломова», где Илья Ильич вскакивает с дивана с горящими глазами, влюбившись в Ольгу Ильинскую. А недавно в передаче «Познер» Олег Табаков неожиданно говорит: моя лучшая роль – это Обломов… Мы уверены, что это только начало возвращения к нам настоящего Обломова, героя нашей «Илиады и Одиссеи». Он найдет свою мечту, и воодушевится ею.
В дни празднования 200-летнего юбилея нашего земляка И.А.Гончарова, одного из четырех великих романистов России, хочется пожелать всем почаще брать в руки его бессмертные творения, особенно людям пишущим, там найдут они для себя много откровений: «А жизни-то и нет ни в чем: нет понимания ее и сочувствия, нет того, что там у вас называется гуманитетом. Одно самолюбие только. Изображают-то они воров, падших женщин, точно ловят их на улице да отводят в тюрьму. В их рассказе слышны не «невидимые слезы», а один только видимый грубый смех, злость…»
Молодой
То Путин – Медведев – Обломов -Штольц, теперь Горячев, Шаманов – Обломовы. Каменев и Морозов близки по полету буйной фантазии. И если фантазии Каменева – его личное дело, то фантазии Морозова озлобляют горожан.
Вообще
Шаманов в тексте вроде Штольцем представлен, и с мнением всех “горожан” поосторожней надо бы, а то манией величия можно заболеть.
Некто
Был горизонтальный Обломов, теперь вот вертикальный объявился. И вместе им, похоже, не сойтись
Маша
Че вы устроили философию? Суть не в политике, суть в искусстве.
Автор
“Вертикальный” Обломов не объявился, а вернулся из старой русской критики, почувствуйте разницу.
Эля
Все же классные мероприятия.
reader
Ничего подобного! Это параллельные не сходятся, а вертикаль с горизонталью завсегда пересекутся! Им друг друга просто никак не избежать. Вот у Каменева и получается, что вертикальный Обломов это другая ипостась его же горизонтального.
reader
На Некто:
14.06.2012 в 10:58
Автор
Примерно так сходятся, как Симбирская гора, возвышающаяся в нашей Обломовке?
Graham
Какая это серьёзная болезнь, графомания! Как может не надоесть обмусоливать одно и тоже? Господство уничижительной добролюбовской критики…, если Обломов встаёт с дивана…, готовность увидеть Обломова или Штольца в ком-угодно, хоть в Путине, хоть в Горячеве, Хоть в Ленине… И не надоелу автору раскладывать пасьянсы из 3-4 таких карт?
А вы кто такой
И не говорите, такое огромное количество графоманов напало на Гончарова, и пишут, и ставят, и не собираются заканчивать… Все “обмусоливают”. И кажется, им это не надоедает, несмотря на вашей критику
Graham
Кто я такой? Не графоман, это точно, поэтому графоманию я легко замечаю. Автор, вот почитайте http://revyakin.com/rozanova/07.htm, это в самом деле полезная статья. Приведу только одну цитату оттуда. “Классический признак графомана то, что он очень серьезно относится к тому, что делает. Юмор в адрес своего творчества для него абсурден, как появление в шортах на симфоническом концерте. “
Критик
Перечитайте последнюю цитату в статье – это о вас, гуманитете злобствующем. А насчет графоманов… их сейчас чуть ли не приветствуют, ведь все писатели выходят из графоманов, смотрите канал Культура на эту тему. Привет серьезным писателям!
Да уж
Наши “пейсатели” только ярлыки навешивать умеют. а вот писать – разучились. Или мысли кончились, вместе с социалистическим реализмом.
Продолжение темы
Появилась рецензия на пьесу Кофмана “Обломов умер. Да здравствует Обломов!” http://ulpolit.livejournal.com/542525.html
Ну везде Обломов!
Эдик
Спасибо ульяновску, что устраивают такие замечательные мероприятия в связи с праздником.
театрал
Кофмановский Обломов не похож на угаровского, настолько, что если у Угарова Обломов умирает “навсегда”, то у Кофмана он воскресает и становится вечным типом, переселяющимся в души других людей. очевидно. что в понимании Обломова Кофман противостоит Угарову, хотя инсценировка по пьесе Угарова. Так змея кусает себя за хвост…