С момента опубликования в прошлом номере статьи о порядке расчета платы за коммунальные услуги с учетом их потребления в местах общего пользования (МОП) множество граждан стало обращаться в Контакт-центр при Главе города Ульяновска с вопросами:
• Как и где получить базовые данные для проверки расчета начислений?
• Вправе ли собственники помещений лично осмотреть коллективный (общедомовой) прибор учета для проверки его показаний?
Ответы на эти вопросы потребуют погружения в официальные документы, законы и подробного их изучения.
Итак, 23 сентября 2010 года вышло Постановление Правительства РФ №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». В этом Постановлении перечислен список документов и сведений, подлежащих предоставлению потребителям как управляющими организациями, так и товариществами и кооперативами (далее по тексту – УО). К ним относятся:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе (наименование, адрес, контактные данные и т.п.);
– В этой части граждане не раз задавали вопрос о правомерности отказа УО, к примеру, принять по ее месту нахождения заявку, заявление, жалобу, направляя людей к подрядчикам, – комментирует директор Контакт-центра Илья НОЖЕЧКИН. – Это совершенно недопустимо и необоснованно. Даже если УО передает данные полномочия своим подрядчикам, агентам, в том числе в рамках соответствующей доверенности, это не отменяет ее обязанности принять обращение от собственника жилья.
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
– Дополнительно, необходимо обратить внимание и на смежные сведения, подлежащие отражению в ежегодном отчете УО, – говорит начальник юридического отдела Контакт-центра Димитрий ФЕДОТОВ. – В настоящий момент отсутствует унифицированная федеральным законодательством РФ форма отчета, что создает ряд сложностей во взаимоотношениях между гражданами и УО. В связи с этим мы предлагаем данную типовую форму включать в договор управления МКД при его заключении с собственниками.
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
– Необходимо отметить, что, согласно части 1 статьи 33 Закона «О защите прав потребителей», при наличии требования потребителя, составление сметы на их выполнение (оказание) ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ,
– поясняет Димитрий ФЕДОТОВ.
– Фактически это означает, что смету необходимо согласовывать с потребителями, что гарантирует возможность ознакомления с ней. Также не стоит забывать о предложениях УО, которые должны быть предоставлены собственникам при утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества. При этом в данных предложениях должен быть учтен ряд показателей состояния МКД, для чего УО обязана провести плановые весенние и осенние осмотры и составить соответствующие акты. Причем, в этих актах должно быть отражено не только фактическое состояние дома, но и перечень необходимых видов работ и услуг, позволяющих создать комфортные и безопасные условия проживания граждан.
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно статье 161.1 Жилищного кодекса РФ, председатель совета собственников жилья подписывает акты выполненных работ. При этом он, соответственно, должен ознакомиться с данными актами.
По признанию сотрудников Контакт-центра, граждан также очень интересует получение информации о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета. Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг, эти данные подлежат ежемесячному предоставлению в платежных документах.
– Многие граждане считают, что вся информация и документация, связанная с управлением МКД, подлежит предоставлению, – говорит Илья НОЖЕЧКИН. – К сожалению, с данной позицией не всегда можно согласиться. Примером может служить требование о предоставлении договоров подряда или оказания услуг,
заключенных УО. В данном случае, если договором управления многоквартирным домом не предусмотрена обязанность УО предоставлять перечисленные документы, то требования заявителя фактически становятся необоснованными.
Конечно, руководители УО, стремящиеся к привлечению и удержанию клиентов, должны шире раскрывать информацию о своей деятельности, чтобы подтвердить отсутствие попыток злоупотребления доверием граждан. УО будет проще решать вопросы, связанные с надлежащим содержанием и ремонтом общего имущества, если у нее будут складываться партнерские отношения с собственниками. Для этого необходимо закреплять все спорные и острые моменты на бумаге, в договоре управления МКД.