В последнее время участились жалобы ульяновцев на работу «Скорой помощи», особенно в сельской местности, где можно и не дождаться бригады.

Медики объясняют происходящее недофинансированием и переходом на новый порядок оказания экстренной медпомощи, при которой часть вызовов перераспределяется на «неотложку». То ли еще будет после перевода «Скорой» на систему нормативно-подушевого финансирования из территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), говорят специалисты.

– На днях у меня произошла острая задержка мочеиспускания, потому вынужден был вызвать «скорую», – рассказал 78-летний житель Ульяновска Степан Алексанин. – Вызов приняли, но спустя час ко мне так никто и не приехал. Когда я позвонил повторно, диспетчер сказала, что мой вызов был направлен в службу неотложной помощи – ждите.

Ждать пришлось еще два часа. Медики – молодые парень и девушка – свою задержку объяснили большим количеством вызовов и недостатком машин.

Подобные истории могут рассказать многие из тех, кто страдает хроническими недугами и потому вынужден время от времени обращаться в службу 03. Еще в начале 2010 года Минздравсоцразвития РФ объявило о том, что до 2020 года должна быть осуществлена поэтапная модернизация системы оказания скорой медицинской помощи. Основная суть реформы – разделение этой службы на «скорую» и «неотложную». По задумке министерства врачи «Скорой» должны выезжать лишь на экстренные, или жизнеугрожающие, вызовы: сердечные приступы, роды, ножевые и огнестрельные ранения, травмы, полученные в ДТП, потери сознания, сильные кровотечения и т.п. Всеми остальными проблемами со здоровьем, например, высокой температурой или скачками давления, теперь занимаются «неотложки», пункты которой сейчас создаются или уже созданы при районных поликлиниках. По статистике ведомства, до четверти вызовов «скорой» – именно такие.

По словам главного врача Ульяновской городской станции скорой медицинской помощи Айрата Имангулова, сегодня в «неотложку» передается 10-15 процентов вызовов. Однако, признает специалист, разделение вызовов на экстренные и неотложные весьма условно, ведь определить, насколько опасно состояние пациента, способен только медик.

Если у человека гипертония, значит, к нему «скорая» не приедет. А если гипертония приведет к инфаркту или инсульту? Получается своеобразный перекос: если вы пострадали в результате ДТП, то вам помощь окажут, так как это направление финансируется из федерального бюджета по программе «Здоровье». Если же ваша жалоба, как посчитает диспетчер, попадает в категорию неотложной помощи, которая финансируется из скудного регионального бюджета, то медиков можно и не дождаться.

Второе новшество, которое предлагают в Минздравсоцразвития, это введение в штат «Скорых» так называемых парамедиков – водителей с фельдшерским дипломом. Именно этот пункт реформы вызвал наиболее острые протесты в медицинской среде – как человек, только что копавшийся в двигателе, может затем грязными руками проводить медицинские манипуляции? Третья новация – устроить в больницах специальные приемные покои, врачи которых также работают в системе скорой помощи. То есть обслуживать больных там будет врач «Скорой» широкого профиля, а не узкий специалист. В федеральном министерстве надеются, что эти перемены сделают «Скорую помощь» более эффективной. Но главное – позволят сэкономить минимум 3-4 миллиарда рублей. Выступающая против таких реформ Ассоциация руководителей «Скорой помощи» напоминает, что сейчас скорая медицинская помощь в России является единственной квалифицированной качественной медицинской помощью, доступной всем слоям населения бесплатно, однако после запланированных изменений об этом, судя по всему, придется забыть.

«Скорая» уже сейчас испытывает острое недофинансирование. Как показала проведенная в мае этого года прокурорская проверка, более 70 процентов составляет износ автопарка службы в Ульяновской области.

Вместе с тем, считают в надзорном органе, адекватные меры по обновлению машин «Скорой помощи» руководством областного здравоохранения не предпринимаются. Более того, региональное министерство здравоохранения вообще не располагает достоверными сведениями о потребности лечебно-профилактических учреждений области в финансовых средствах, необходимых для обеспечения работы «Скорой медицинской помощи» и оказания первичной помощи населению, говорится в прокурорском заключении.

Новый закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» определяет, что все здравоохранение страны с 2013 года будет работать по принципу одноканального финансирования. То есть средства на лечение пациентов и содержание медицинских организаций будут поступать из одного источника, в нашем случае Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Ульяновской области. Изначально Службу скорой помощи планировалось перевести на финансирование из ТФОМС лишь в 2014 году, однако позже переход решили не затягивать. При этом с 1 января «Скорая» в Ульяновской области будет работать по единому нормативу финансирования из расчета на душу населения.

Специалисты уверены, что новая система финансирования, заточенная под больницы и поликлиники, экстренной службе не подходит, так как она может просто не вписаться в финансовый потолок, который существует в системе ОМС. Для «Скорой», где невозможно заранее просчитать затраты, это будет тупик.

Но главное – у ТФОМС нет и в ближайшее время не будет достаточных средств для финансирования «Скорой помощи», ведь бюджет фонда на протяжении последних лет дефицитен. Как финансируется ульяновская медицина, показала еще одна прокурорская проверка, проведенная в марте прошлого года. Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2011 год, принятой региональным правительством, нормативы финансовых затрат на различные медуслуги утверждены меньше, чем этого требует федеральное законодательство. К примеру, ульяновский норматив финансовых затрат на один вызов «скорой» определен в 1118,72 рубля, в то время как федеральный стандарт установлен в 1710,1 рубля. Норматив на 2012 год еще меньше – 998,76 рубля. Занижена и стоимость единицы объема медицинской помощи при посещении амбулаторно-поликлинических учреждений и других соответствующих организаций, лечении в условиях дневных стационаров, а также нахождении в больничных учреждениях. Кроме того, федеральным документом подушевой норматив финансового обеспечения медобслуживания одного человека в год определен в среднем в 7633,4 рубля. В Ульяновске и области эта сумма составила 6312,88 рубля.

Реформируя Службу скорой медицинской помощи, власти берут за основу некую модель, при которой функция службы сводится лишь к перевозке больных, а расходы на ее содержание урезаются до минимума.

В Ассоциации руководителей «Скорой помощи» напоминают, что Всемирной организацией здравоохранения наша «Скорая» признана лучшей системой оказания помощи в мире.

На основе советской системы подобная создана в Великобритании, сейчас в США разрабатывается система оказания скорой помощи с доставкой к пациенту врача, а не парамедика.

Там осознали, что бездумная госпитализация экономически не выгодна.

В России, как всегда, все хорошее должно быть разрушено?

Вадим Пилюков