Второе, дополненное, издание автобиографической книги Наталии Ильиной «Дороги и судьбы» презентовала в Ульяновске племянница писательницы Вероника Жобер. Обе они – потомки симбирских дворян Толстых и Воейковых.

В начале 1990-х годов, буквально перед самой смертью, Наталия Иосифовна путешествовала по Волге и ненадолго зашла в отдел краеведения Дворца книги. Тогда она подарила библиотеке эту книгу 1985 года издания, на которой оставила автограф. Это был единственный раз, когда писательница побывала в Ульяновской области с детства. В имении Александра Ивановича Воейкова близ села Самайкино Сызранского уезда Симбирской губернии (ныне село Фабричные Выселки Новоспасского района) она жила с двух до пяти лет. В том же уезде жили дворяне Нертваго, Мусины-Пушкины, Ушаковы, Толстые. В июле 1918 года Ильины вместе с волной иммигрантов ушли на Восток и поселились в Харбине. Мать Ильиной Екатерина Дмитриевна работала в одном из издательств переводчиком, и с 16 лет там же стала работать курьером Наталия. Разнося корреспонденцию писателям, она познакомилась с Александром Вертинским: ему в мемуарах посвящена целая глава. Также отдельная глава посвящена Анне Ахматовой.

Писать Ильина начала еще в Китае. В 1947 году она репатриировала в СССР, где окончила литинститут и работала в журналах «Крокодил», «Новый мир» и других толстых журналах. Однако большой интерес к Ильиной в настоящее время связан не с ее сатирическими выступлениями в прессе, а с тем, что она одной из первых начала писать о жизни русских эмигрантов в Китае. Когда после перестройки границы СССР открылись, в Москву к Ильиной стала часто приезжать ее племянница, преподаватель лингвистики в Сорбоннском университете Вероника Жобер. Она перевела переписку Екатерины Дмитриевны Ильиной с ее матерью Ольгой Александровной Толстой: Ильина сохранила в Китае порядка 600 писем.

Готовится к изданию третий, заключительный, том этой переписки. По инициативе Жобер увидело свет и второе издание «Дорог и судеб» Ильиной. Книга, в частности, дополнена очерком об основоположнике климатологии в России Александре Ивановиче Воейкове – дяде Екатерины Дмитриевны, о котором та оставила множество воспоминаний.

– Наталия Ильина полностью раскрывается перед читателем, не утаивая своих ошибок и глупостей, оценивает себя довольно критически, – комментирует научный сотрудник Краеведческого музея Татьяна Громова. – В сатирическом тоне она рассказывает и о героях своей книги, и благодаря ее сарказму книга читается очень легко и интересно.

Привезенные Вероникой Жобер два десятка экземпляров книги Ильиной разошлись между участниками V Международной научной гончаровской конференции буквально за один день.