Николаевский районный суд вынес обвинительный приговор в отношении экс-главы Минприроды Ульяновской области Вячеслава Кублика.

Он признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, совершённом лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ, а также в мошенничестве с использованием служебного положения в крупном размере. Бывший министр приговорён к штрафу в доход государства в размере 650 тысяч рублей с лишением права занимать должности государственной службы сроком на три года.

Напомним, что следственно-судебный марафон длился с осени 2010 года. Именно тогда, выполняя поручение Генерального прокурора России, региональная прокуратура провела проверку деятельности лесного ведомства на период массовых пожаров, вызванных засухой.

Нарушения, что называется, лежали на поверхности. Арендаторы участков, как выяснилось, сплошь и рядом нарушали требования по противопожарному обустройству лесов. Сказанное относится к строительству, реконструкции, содержанию дорог противопожарного назначения, системам и средствам предупреждения и тушения лесных пожаров, отсутствию противопожарных водоёмов. И вот что интересно. В условиях недостаточного бюджетного финансирования противопожарных мероприятий минприроды в лице Кублика не торопилось своевременно взыскивать с лесопользователей арендные платежи. Сумма долга на день проверки оказалась сопоставимой с расходами областного бюджета на дополнительную закупку средств пожаротушения. Такая вот «всепростительность» за государственный счёт.

Перечень выявленных прокуратурой нарушений рос как снежный ком. Были выявлены факты злоупотребления служебными полномочиями со стороны должностных лиц министерства при распределении лесных участков в аренду и отступления от процедуры проведения аукционов. Налицо оказался конфликт интересов. Подчинённые Кублика, например, самолично участвовали в одном из аукционов по продаже лесных участков. Одна дама подала заявление на участие в этом аукционе, будучи …секретарём аукционной комиссии. Возникли вопросы о законности и обоснованности работы в минприроды супруги главы ведомства и его сына, являвшегося к тому времени директором одного из ОГУПов, подведомственных министерству.

Но самое интересное ждало проверяющих впереди. Оказалось, что и сам министр далеко не промах. Как говорит старший помощник прокурора области Василий Зима, в 2005-2006 годах, будучи тогда руководителем лесной службы Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды минприроды по Ульяновской области Вячеслав Кублик провернул очень удачное дельце. Он заключил с находящимся в его прямом подчинении директором ФГУП «Славкинский лесхоз» незаконные договоры аренды, по которым получил в курортной зоне – посёлке Белое озеро Николаевского района – почти две тысячи квадратных метров земли под строительство собственной «дачурки». А после назначения на должность главы Минприроды в декабре 2008 года организовал переоформление документов на право пользования участком гослесфонда до 2038 года. Но и это, как оказалось, было не всё. На основании имеющихся у него фиктивных документов чиновник завладел зданием бывшей конторы Белозерского лесничества, которую переделал под жилой дом. В результате таких действий Ульяновской области был причинён ущерб более чем на 300 тысяч рублей. Сегодня факты нашли полное подтверждение на следствии и в суде.

Мы, однако, забегаем вперёд. Материалы прокурорской проверки были направлены в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Получил их и губернатор региона Сергей Морозов. Он немедленно распорядился создать специальную комиссию и провести служебное расследование. Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях министра коррупциогенных факторов. В ноябре 2010 года было возбуждено уголовное дело. В январе следующего года Ленинский суд Ульяновска удовлетворил ходатайство органов следствия о временном отстранении Вячеслава Кублика от занимаемой должности. Чуть позже ему было предъявлено обвинение в мошенничестве с использованием служебного положения. Вернуться в насиженное кресло ему уже не довелось.
И ещё один штрих. Обвиняемый, а позже подсудимый свою вину так и не признал. Но от приговора его это не спасло.

Виктор Никитин