На встрече, которая проходила 27 июня на базе КФХ «Волынщиков Н.Н.» в селе Подлесное Майнского района, сельские старосты, фермеры и члены Совета молодёжи при Минсельхозе Ульяновской области обсудили насущные вопросы села. Её организатором выступало Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области.
Открывая встречу, директор Агентства Игорь Иванов сказал: «Есть все возможности, причём, на законодательном уровне, объединить усилия сельских старост, а это, как правило, владельцы КФХ и Совета молодёжи. Такой союз очень желателен. С одной стороны – опыт и знания, с другой – юношеский задор и принципиально новые взгляды на нынешнюю ситуацию. Как результат, преемственность поколений, которая всегда даёт на практике хорошие всходы».
К рассмотрению было предложено три основных вопроса: как закрепить молодёжь на селе; уровень зарплаты в сельской местности; предложения по развитию сельских территорий. Позицию своих сверстников высказал председатель Совета молодёжи Рамиль Покров. По его мнению, сегодня зарплата не является решающим фактором, удерживающим молодёжь на земле. Хотя и здесь не всё так просто. Механизаторы, например, во время полевых работ зарабатывают много больше, чем их сверстники в городе. А вот остальное время, особенно зимой, вынуждены перебиваться на скромных зарплатах. Более важным является восстановление социальной сферы села. Выпускники УГСХА, что скрывать, в село едут неохотно. На вопрос о причинах они, чаще всего, отвечают: «Зачем ехать, если там никого не осталось? При этом речь идёт не просто о численности населения, а об отсутствии учителей, врачей, других работниках бюджетной сферы, говоря иначе, сельской интеллигенции. Да и где ей взяться, если в сёлах, зачастую, нет школ, детских садов, Домов культуры, библиотек, спортивных залов?
Другой проблемой, как считает Рамиль Покров, является отсутствие работы с молодёжью. Она сидит на голодном информационном пайке. Мало кто из проживающих в селе или его уже покинувших знает, что есть программы развития малых форм хозяйствования и предпринимательства в сельской местности. Они, между тем, субсидируются. Столь же мало известно о программе «Начинающий фермер», гранты под которую могут составлять до полутора миллионов рублей. Зачастую молодым очень трудно «пробить» чиновничьи барьеры на уровне поселений и районов, когда каждая инициатива, проект встречаются буквально в штыки. Привлекательность жизни на селе «убивает» телевидение, показывающее сельчан людьми недалёкими, а саму сельскую действительность – как повальное пьянство и сплошной мордобой. Так что Агентству и Совету молодёжи в этом направлении предстоит много работы.
Позиция молодёжи находит понимание у «стариков». Они полагают, что к труду на земле детей надо приучать сызмальства. Так было всегда. У фермеров есть потребность в рабочих руках, и они готовы достойно платить за труд. Старшеклассники, вроде бы, не прочь поработать в свободное от учёбы время. Но тут заявляет о своих правах ювенальная система: «Не троньте детей!». Масла в огонь подливают родители: «Не позволим детушкам по нашему примеру всю жизнь провозиться в навозе. Отправим их в город, пусть живут как люди». Им словно невдомёк, что город их «детушек» совсем не ждёт. На встрече прозвучало предложение на базе Союза молодёжи создавать трудовые лагеря. Но у фермера из Чердаклинского района Алексея Макарова есть сильные сомнения, что молодые люди в них пойдут. Слишком сильны сегодня на селе иждивенческие настроения.
Свой вариант предлагает известный в области фермер, староста села Тагай Василий Козлов: «Необходимо возвращаться к забытой практике создания при сельских школах филиалов для подготовки будущих механизаторов. Сегодня на село идёт современная техника, управляться она должна грамотными специалистами и готовить их надо заранее».
Староста села Подлесное, фермер Николай Волынщиков, на Минсельхоз области не жалуется. Субсидии, какие положены, выплачиваются вовремя. Сам он полностью подготовился к уборочной страде: техника на ходу, склады готовы к приёмке зерна нового урожая, кадры в наличии имеются. Но не отрицает, что молодёжи в селе становится всё меньше. Вот и приходится ему, как главе хозяйства и старосте заботиться, чтобы и колдобины на подъездной дороге засыпать, и траву на улицах скосить, и помочь особо немощным сельчанам. Помощь эта была бы много больше, но при нынешних ценах на зерно и диспаритете цен это невозможно. Весна и лето выдались засушливыми. Сгорело 403 гектара озимых. Пришлось пересевать. Это опять немалые расходы. Если не будет дождей (один вчера, всё-таки прошёл – авт.) яровые дадут урожай много меньше прежнего. Остаётся уповать на помощь государства. Но нельзя же, считает Николай Николаевич, постоянно жить с протянутой рукой. Здесь всё взаимосвязано. Государство помогает фермеру, он помогает селу, сельские территории начинают развиваться, а там, глядишь, и молодёжь захочет остаться на земле.
Радует другое. Представители разных поколений услышали друг друга и пришли к единому мнению о том, что такие встречи нужны. Как говорит Игорь Иванов: «Здесь показатель один. Если молодёжь станет оставаться в селе, значит, мы идём правильным путём. Так что впереди у всех нас большая работа».
Виктор Никитин