Здание, в котором некогда была школа, построили почти 200 лет назад. Старый дом разрушается на глазах – в нем нет ни воды, ни отопления, а деревянные балки так прогнили, что постройка начала заваливаться. Но несмотря на это, там продолжают жить люди. В бараке ютятся около десятка семей и переезд для них несбыточная мечта.

Дом давно уже держится только на скобах и честном слове. Квартиру в нем Любовь Савинова получила от местного колхоза еще в начале 90-х. Как временное жилье. Уже тогда, рассказывает, сквозь дыры в стенах свистел ветер, с потолка лилась вода, а оконные рамы при попытке закрыть вываливались наружу.

“Как дождик начинается, сразу протекает. Не просто пятнами, а течет. Я ставлю тазик. И одного тазика не хватает. Я выливаю воду. Опять заново ставлю”, – говорит жительница аварийного дома Любовь Савинова.

В доме нет ни отопления, ни воды: трубы давно прогнили. При этом коммунальные платежи жильцы вносят регулярно, в месяц выходит около тысячи рублей. Плюс огромные траты на обогрев. По три-четыре машины угля и дров за зиму – вот обязательная статья расходов каждой семьи. Но печки не спасают. Рассказывают, в холодное время года в помещении шел пар изо рта и чай замерзал прямо в чашках.

“Мы к главе администрации нашей Новоспассинской ездили. Он нас даже ни разу не принял за три года. Ни разу не были у него на приеме. Он то больной, то у него другие вопросы”, – рассказывает жительница аварийного дома Любовь Савинова.

Из-за постоянных сквозняков Любовь серьезно заболела и потеряла работу. Теперь с ужасом ждет зимы. Говорит, в этом году денег на отопление уже не хватит. Впрочем, другие жильцы боятся, что до холодов дом и вовсе не простоит. Здание так обветшало, что стены могут рухнуть в любой момент, похоронив сразу несколько семей. Вдобавок постоянно искрится проводка – в случае пожара сгорит деревянная постройка всего за пару минут.

“Здесь все аварийное. И по улице она идет, которая проводка – она никогда не менялась и никем не проверялась. И у нас по дому никто никогда проверял”, – говорит жительница дома Татьяна Иванова.

Разваливающийся на глазах барак Татьяна в шутку называет родовым гнездом. В этом здании училась еще ее бабушка. Ходил сюда на занятия и отец. При этом, когда чиновники решили сделать из школы жилой дом, оформлением соответствующих документов никто не занимался.

“У нас даже договоров соцнайма не было. Даже дома на карте местности не существовало, – отмечает Татьяна Иванова. – Мы были прописаны все, улица Советская. Но дома, ни квартир, ничего у нас не было”.

Чиновники озаботились судьбой жильцов лишь после того, как они обратились в прокуратуру. Состоялся суд, он обязал администрацию провести проверку и признать, наконец, здание аварийным.

“Про этот дом мы не знали. Не знали, как там люди жили. Мучились, скорее всего. Больше там ничего нельзя сказать”, – говорит прокурор Новоспасского района Василий Виляев.

Впрочем, даже теперь, с решением суда на руках, добиться переселения жильцам будет трудно. Свободных квартир в районе нет, новые дома там не строят вот уже 30 лет.

“Я людям объясняю: если бы у меня был построен новый дом, неужели бы я вам не дал жилье? – говорит глава администрации Красносельского поселения Александр Мельников. – Есть люди, которые поджигают этот огонек: должны вам, обязаны в течение месяца это сделать. Нет, такого не было и не будет”.

Чиновники предлагают еще один вариант: выплату компенсаций на покупку жилья. Но и тут, как боятся люди, ждет подвох. Они подсчитали, что денег, которые должны будут им перечислить, не хватит даже на самые скромные квартиры.