Федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего (полного) общего образования, против которого в прошлом году выступала российская просвещенная общественность, официально принят на прошлой неделе.

Причем как раз в том виде, в котором не устроит ни довольно значительную часть педагогов, ни родителей с низким уровнем доходов, ни население, живущее в дотационных областях и в сельской местности.

Сам факт принятия важного для страны документа не афишируется и не комментируется. Стандарты приняты втихую, в спешке, накануне вступления в силу с 1 июля 2012 года 83-го федерального закона об автономных учреждениях, что также в свое время вызывало много споров и обсуждений. Тем не менее все население страны поставили перед произошедшим фактом.

Стандарт сдан, стандарт принят

Член-корресподент Российской академии образования Александр Абрамов на этот счет высказался так: «Принятие стандарта в такой тиши это проявление полной безответственности. Для того чтобы принимать решение в такой стране и на таком уровне, нужно тщательно просчитать последствия. Это проспект деградации средней школы. Расплывчатость требований к продукции средней школы, что мы наблюдаем в этих стандартах, является основанием для расплывчатости обязательств государства. Государство обязано оплачивать общее образование в рамках этого стандарта. А где здесь рамки?».

Официально, по информации Министерства образования РФ, новый стандарт в старшей школе во всех образовательных учреждениях начнет вводиться с 2020 года. Вместе с тем, по желанию или по мере готовности, общеобразовательные учреждения могут начать по нему работать с 2013-2015 года. В стандарт старшей школы введено шесть обязательных предметов: русский язык и литература, иностранный, математика, история, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности.

Обязательными станут три ЕГЭ – по русскому, математике и иностранному языку. Для учеников определены предметные области, которые они могут пройти в «базовом или углубленном порядке»: филология, общественные науки, иностранные языки, математика и информатика, физкультура, экология и ОБЖ. В качестве дополнительных предметов школьникам предлагают на выбор: астрономию, дизайн, психологию, технологию, искусство, историю родного края. Кроме них у школьников дол-жен быть еще индивидуальный проект. И вот это все входит в те 37 часов в неделю, которые государство готово оплачивать. Остальное – за свой счет. Правда, новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов уверяет, что возможность выбрать «универсальный модуль» всегда у родителей остается. Но при этом говорит: «Будем откровенны, обеспечить этот самый универсальный модуль на должном уровне все труднее и труднее».

Эксперты прогнозируют, что с введением нового стандарта расслоение школ только усилится. Потому что вряд ли можно себе представить сельскую школу, которая ввела бы у себя уроки психологии, дизайна, астрономии и так далее. Напротив, успешные московские школы давно живут этими самыми индивидуальными планами. Вероятно, все и делалось, и задумывалось под них.

Тем не менее стандарты начальной школы экспериментально, а где и повсеместно, стали в России уже применяться с прошлого сентября, в том числе и в школах Ульяновска. Педагоги на совещаниях между собой эту тему обсуждают, высказывают свои оценки.

Физкультура вместо чтения
Учитель начальной школы из нового города Вера Петровна рассказала, что с нового учебного года в четвертом классе, где она преподает, сократят в неделю час русского языка, вместо которого введут предмет «Культура и религия». Сократят также третий час в неделю урока «Чтение».

Его заменят уроком физкультуры.

«Посчитали, видно, что очень много четыре часа в неделю на русский язык и три на чтение, – возмущается педагог. – На самом деле этого мало. Посмотрите на татарские классы, там в неделю – четыре часа татарского языка и четыре русского.

Разве за три часа наших детей читать научишь? Тем более что делать они этого не хотят. Учитель младших классов из соседней школы рассказывала, что на внеклассном чтении проходили сказку «Колобок», она попросила кого-то начать рассказывать, кого-то продолжить и закончить. Не знают! Не читали, не видели, не слышали! Новые стандарты направлены на полную самостоятельность, а откуда она у наших детей? Мы, конечно, свою работу делаем, но не все в наших силах. Родители скачают с интернета, например, сказку по домашнему чтению.

Ребенок сидит и в наушниках ее слушает. Он же не читает. Самостоятельность формируется у детей, когда уже есть осознанное отношение к предмету. А с первого класса у них еще ничего не сформировано».

Крайне отрицательно Вера Петровна высказалась и по поводу введения информатики. По ее мнению, в младших классах это совершенно ненужный и ничего не дающий предмет, который за весь учебный год предусматривает только несколько занятий, да еще и без компьютеров. На все младшие классы в школе он только один. Поэтому получается пустая трата времени. Есть и еще один момент: так как у педагогов младших классов за счет новых предметов отнимаются часы, они теряют деньги.

«Они там, в министерстве, вечно чего-то напридумывают, а потом с нас спрашивают, – говорит учитель. – Где та материальная база? В месяц на методическую литературу нам выделяется 114 рублей. А мы тратим на комплект учебников и методичек в год до трех тысяч при средней зарплате пять-шесть тысяч рублей в месяц».

Учитель русского языка и литературы Ольга Михайловна из Засвияжья рассказала, что весной всех педагогов города собирали на семинары, где школы, которые уже ввели новые стандарты, должны были поделиться своими наработками. Ничего нового, кроме того, что дети пляшут и поют, а кабинеты очень хорошо оборудованы, по словам Ольги Михайловны, ни она, ни ее коллеги не увидели и в свою педагогическую «копилку» взять не смогли.

«Видимо, всех это устраивает, констатирует педагог. – Мне как практику непонятно, что учителей и школьников ждет впереди. Реакция скорее негативная, потому что уже из предварительных обсуждений новых стандартов понятно, что люди, которые для нас их придумывают, очень далеки от реальной действительности. Как говорится, гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Ждем команды, заранее знаем, что за все нас будут только ругать. У нас учебный год начинается с сентября, у чиновников – с января. И что, в январе будем менять программу, учебники? А часы чтения нам уже давно сократили, и теперь удивляются, почему люди не читают и не умеют рассуждать».

Учителя опасаются, родители молчат
Учитель английского языка Алла Григорьевна из Засвияжья считает, что при нынешнем подходе к изучению иностранного языка в обычных школах делать его одним из трех обязательных ЕГЭ – абсурд. Педагог не понимает, какой смысл закладывали разработчики новых стандартов.

«Если в классе 25 человек и больше, то его делят на две «иностранные» группы, а если 24 человека, то нужно обучать весь класс, – рассказывает Алла Григорьевна. – У меня на уроке английского одновременно занимается 22-23 школьника. Это не дает и не может дать хороших результатов.

Да еще отняли в неделю по часу на физкультуру и ОБЖ. Я считаю, что все ведется к тому, что грамотные люди государству не нужны. Для этого разрушается система образования в школе, в институтах сокращаются бюджетные места. За деньги далеко не каждая семья способна выучить своего ребенка. Слышала, что с этого года в одном из ульяновских вузов будут брать за обучение по сто тысяч рублей за месяц».

Директор школы из Заволжья сказала, что у нее возникает много опасений, поскольку в новом законе об образовании прописано, что базовая школа остается бесплатной. «Возникает вопрос, – говорит она, – что имеется в виду под базой? Я думаю, что такие вещи требуют разъяснения».

Мама ученицы 11-го класса Анна Михайловна высказалась так: «Во всем, во что нас окунают и что делают с образованием наших детей, меня даже не учителя удивляют. Ладно, они люди подневольные, всего боятся. А родители-то куда смотрят?

Меня просто потрясает их молчание.

Неужели они не видят, что у государства одна цель – воспитать малограмотное поколение!».

Несмотря на общий фон непринятия новых стандартов образования со стороны учителей, которые считают, что это приведет к деградации всего учебного процесса и, соответственно, учащихся, педагоги боятся в открытую высказывать свое мнение.

В связи с этим «Симбирский курьер» не называет ни их фамилий, ни школ, где эти учителя работают.

Наталья Жидких