Коммунальные предприятия и управляющие компании все настойчивее пытаются оборудовать многоквартирные жилые дома коллективными приборами учета. С 1 июля они получили право делать это без учета мнения жильцов, то есть принудительно. Однако устанавливать счетчики можно далеко не во всех домах. Ограничения прописаны в приказе Минрегионразвития РФ от 29 декабря 2011 года №627, но вступает в силу он лишь 1 сентября 2012 года. Получается, у коммунальщиков есть два месяца, в течение которых они попытаются «оприборить» максимальное количество неприспособленных для этого домов.

На днях в редакцию «СК» обратились жители дома №40 по улице Минаева, всерьез взволнованные планами коммунальщиков оборудовать их панельную «хрущевку» общедомовыми приборами учета.

– Повесить счетчики на наши гнилые трубы, в подвал, который периодически затапливает, – это значит столкнуть нас всех в долговую яму, ведь оплачивать баснословные счета за отопление и водоснабжение большинство жильцов дома будут просто не в состоянии, – говорит Алла Валентиновна.

Напомним, согласно Федеральному закону №261 «Об энергосбережении», к 1 июля 2012 года квартиры и многоквартирные дома должны быть оборудованы счетчиками на воду, тепло и электричество (срок обязательной установки приборов учета газа – 1 января 2015 года). Теперь в тех домах, где об этом не позаботились сами жильцы, ресурсоснабжающие организации получили право устанавливать приборы учета принудительно с последующим выставлением счетов собственникам. О том, во что это может вылиться, «Симбирский курьер» писал в номере за 23 июня («Жильцов готовы поставить на счетчик»). К примеру, в случае сосчетчиком тепловой энергии жильцам придется платить не только за сам прибор и его монтаж, но и погашать проценты по банковскому кредиту, взятому коммунальщиками.

По нашим подсчетам, владельцу квартиры в пятиподъездной девятиэтажке (не самый худший вариант) на условиях пятилетней рассрочки такое «энергосбережение» обойдется примерно в девять тысяч рублей.

Все ли дома должны быть «оприборены»? Нет. В статье 13 261-го закона сказано: «Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час».

В качестве примера возьмем пятиэтажный шестиподъездный кирпичный дом общей площадью пять тысяч квадратных метров. В год такой дом, согласно нормативу, потребляет порядка 950 гигакалорий (5000×0,19 Гкал). Отопительный сезон в среднем длится 210 дней, следовательно, в день потребляется 4,5 Гкал, в час – 0,18. Это меньше, чем заявленная в законе предельная норма теплопотребления, значит, в таком доме прибор учета тепла устанавливаться не должен. Как, впрочем, и во всех домах ниже пяти этажей с количеством квартир до 120.

Вряд ли об этом не знают в ресурсоснабжающих организациях. Тогда почему спешат, стараясь как можно быстрее навесить счетчики на старые дома?

Все дело в том, что 29 декабря прошлого года в дополнение к 261-му федеральному закону вышел приказ Министерства регионального развития №627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета…». В документе прописаны конкретные условия, при которых оборудовать помещение счетчиками не нужно. Однако документ вступает в силу на два месяца позже, нежели требование 261-го закона, то есть 1 сентября.

Речь в нем идет о ситуациях, когда установка приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта и прокладки новых инженерных систем. Так как эти работы стоят дорого, а цель установкиприборов учета – экономия, в Минрегионразвития посчитали, что проще отказаться от установки счетчиков, нежели ввергать жильцов в дополнительные траты, которые никогда не окупятся. Авторы документа предусмотрели и ситуацию, когда установить счетчик не позволяет конструкция или размеры помещения. Наконец, монтировать прибор учета нет никакого смысла, если невозможно обеспечить правильную эксплуатацию счетчиков, а для этого необходимо поддерживать нужный уровень температуры и влажности, или возникают трудности со снятием показаний, обслуживанием или заменой приборов.

Приказ во многом справедлив и снимает большое количество вопросов при реализации Закона «Об энергосбережении»: обязательная установка приборов учета коммунальных ресурсов, коль уж это требование и возникло пару лет назад, должна производиться только во вновь строящихся, современных домах, где для этого есть все необходимое. Дома же, построенные десятки лет тому назад, если и должны «оприбориваться», то после проведения в них комплексного капитального ремонта за счет государства.

Вадим Пилюков