Тех, кто следил за судебным процессом по обвинению координатора движения «Левый фронт» Сергея Удальцова в избиении молодогвардейки («Единая Россия») Анны Поздняковой, приговор, вынесенный 27 июня мировым судьей Екатериной Трофимовой, не должен был удивить. К этому шло.

Процесс с самого начала велся с заведомо обвинительным уклоном. Трофимова с ходу отметала почти все доводы, представленные Удальцовым, его адвокатом Виолеттой Волковой и свидетелями, как отметала и ходатайства обвиняемого. Верхом беспардонности, я считаю, был отказ судьи возобновить по ходатайству Удальцова судебное следствие и приобщить, в частности, к материалам дела видеоролик, на котором Позднякова после «избиения», радостная и счастливая, хвалится перед соратниками снимками Удальцова на митинге против НАТО в Ульяновске 21 апреля. Ролик полностью изобличил, на мой взгляд, ложь Поздняковой на суде, как и лживость представленных ею медицинских диагнозов. Но Екатерину Трофимову все это не заинтересовало, и в итоге, как читатели «СК» уже знают, она приговорила Сергея Удальцова к 240 часам обязательных работ, походя повесив на него уголовную судимость.

Процесс продолжится в Ленинском районном суде, куда Удальцов в ближайшее время обжалует приговор Трофимовой. Эта вторая часть разбирательства обещает быть даже более интересной, чем в суде мировом. Апелляция во второй инстанции проходит по правилам первой инстанции, то есть весь процесс начнется по сути с самого начала. С выступления сторон, допроса свидетелей с вызовом по желанию участников процесса и новых людей, с исследования имеющихся в деле материалов, заявления ходатайств, в том числе и тех, которые были отвергнуты судьей Трофимовой, приобщения к материалам новых доказательств, включая, разумеется, и не принятый Трофимовой видеоролик, изобличающий Позднякову, проверки нестыковок в показаниях в мировом суде, которых было немало, но на которые Трофимова предпочла закрыть гла-за, яко классическая Фемида, изображенная, как известно, с завязанными глазами, ну и так далее.

Словом, это будет уже не смешной трофимовский, а серьезный процесс. По Уголовно-процессуальному кодексу РФ (УПК) у Сергея Удальцова на обжалование есть десять суток со дня провозглашения приговора. В течение двух недель с момента подачи им апелляционной жалобы суд обязан назначить дату ее рассмотрения.

Нарушения при рассмотрении дела в мировом суде я лично считаю вопиющими. Иногда это был откровенный фарс. Один только отказ Трофимовой возобновить судебное следствие по вновь открывшимся обстоятельствам и приобщить к материалам дела видеоролик с веселой Поздняковой чего стоит. УПК предусматривает возобновление слушаний даже по тем судебным делам, приговоры по которым уже вступили в законную силу. И я, в общем, не сомневаюсь в исходе апелляции: районный суд отменит вынесенный судьей Екатериной Трофимовой приговор и прекратит производство по делу – за отсутствием в действиях Сергея Удальцова состава вмененного ему преступления.

Но надо помнить и то, что российские суды придавлены толстой задницей «Единой России», и потому апелляция может закончиться и не так, как прогнозируем мы. В этом случае Удальцов наверняка обжалует решение ульяновских судов в Европейским суде по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. И сделает он это, скорее всего, уже после районного суда – регламент ЕСПЧ позволяет направлять жалобы в Страсбург после прохождения дела в двух инстанциях национальных судебных систем. В нашем случае – после мирового и районного судов.

Юрий Кашинский