Второй день – вчера и сегодня – смотрю информацию о трагедии в Крымске. На фото и видео – затопленный город, пришедшая в негодность система инженерной защиты. В текстах постов – страшные подробности: о сотнях трупов, о пропавших без вести, о смытых улицах и создаваемой властью завесе тайны и лжи. И невольно думается о том, что в один прекрасный день и я вместе с семьей могу оказаться на крыше дома посреди бескрайнего моря мутной воды. Если успею, конечно, если стихия не накроет нас также как в Крымске – спящими…

Мы живем на Нижней террасе Заволжского района города Ульяновска, в микрорайоне, дано прозванном ульяновцами «долиной смерти». А прозван он так потому, что находится в отгороженном дамбой участке зоны затопления Куйбышевского водохранилища, считающегося самым большим в Европе («Площадь 6450 км2, объём 58 км3, длина по руслу Волги 580 км, наибольшая ширина 30 км; средняя глубина 9 м, наибольшая 39 м.» – БСЭ) . То есть живем мы в низинке, что на шесть метров ниже уровня воды в водохранилище, отгороженные от толщи воды с трех сторон дамбой, построенной в 1957 году. И нас – около 40 тысяч.

kuj
Нижняя терраса Заволжского района Ульяновска.
В красном кружочке – поселок Мостостроителей,
где живем мы с altina_augusta
Может быть, в пятидесятых годах прошлого века дамба наша и была верхом инженерной мысли, но за полвека с лишним она уже давно перестала быть таковой. Устарела дамба, пообветшала система дренажей и водопонижения – они же на 50 лет рассчитывались. А уровень воды в водохранилище держится в этом году у самой верхней (53 метра) отметки.

УВ
В садоводческих товариществах Нижней террасы многие уже побросали свои участки потому, что вода поднимается настолько, что достаточно, порой, на штык лопаты копнуть, чтобы ее увидеть. В погребах вода, в подвалах некоторых домов – тоже. Рай в общем. Не случайно МЧС ежегодно готовясь к паводкам, называет наш микрорайон зоной особого риска. И держит где-то два десятка лодок для того, чтобы снимать с крыш – как мазаевых зйацев! – успевших спастись от наводнения жителей. Прикиньте – два десятка на сорок тысяч жителей! Круто, да?

Дамба – давняя тревога жителей Нижней террасы. Угроза ее разрушения возникала не раз. Например, однажды даже пришлось расстреливать баржу, прибитую к дамбе штормом и грозившую пробить бетонное покрытие в районе ее примыкания к старому мосту. Чем грозит разрушение этого сооружения, знают, наверное, все – Нижнюю террасу затопит до уровня второго этажа и жизнь более чем 40-а тысяч человек окажется в смертельной опасности.

Несколько лет назад мокрую часть дамбы усилили – забили бетонные заграждения в сорока метрах от оси дамбы, насыпали песка и щебня, отодвинув немного передний край водяного «фронта». На том и успокоились. Каких-либо работ по улучшению дренажной системы что-то не видно. В самом конце 80-х проложили через весь микрорайон трубу ливневой канализации, но с развалом Союза работы свернулись, и лежит бетонная труба метрового диаметра в земле совершенно без пользы.

В 2004-м году дамбу передали на баланс специально созданному федеральному предприятию. И ее тема как-то сама собой утихла, перестала обсуждаться депутатами и чиновниками исполнительной власти. Типа, с глаз долой, из сердца вон. Или баба с возу, кобыле легче.

Только легче ли? И не придется ли как-то «после дождичка» уцелевшим жителям Нижней «загорать» на крышах своих домов и узнавать из просочившихся новостей о том, что ничего страшного не произошло – это просто оппозиция пляшет на костях?